Велоинфраструктура в Бресте: как жителей города стимулируют крутить педали

14.03.2019 11:16
Обновлено: 13.07.2019 20:00

Недавно шел по городу и увидел билборд с надписью о пяти причинах пересесть на велосипед. Был приятно удивлен, так как сам являюсь владельцем велосипеда и мне приятно, что кто-то продвигает эту идеологию в массы.

Так почему же велоинфраструктуру необходимо развивать и масштабировать? Давайте разбираться.

На указанном билборде мы видим информацию о 5 причинах пересесть на велосипед:

  • экономия на топливе,
  • простота в парковке,
  • отсутствие пробок,
  • польза для здоровья,
  • знак “Конец зоны всех ограничений” который говорит о том, что велосипед более свободен в плане передвижения, ведь многие ограничения касаются только автомобилей, например обгона, остановки, стоянки, подачи звуковых сигналов и пр.

Но приведем еще парочку факторов, касательно преимуществ велосипедного транспорта. Во-первых, рассмотрим более подробно финансовую сторону – велосипеды не только более доступны обычным обывателям, но также и их обслуживание стоит копейки, в отличии от тех же автомобилей. Не стоит забывать и о налоге на автотранспорт: на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, который составляет от 0,25 базовой величины (БВ) до 1 БВ в зависимости от массы транспортного средства:

Велоинфраструктура в Бресте: как жителей города стимулируют крутить педали
  • Не более 1,5 т – 0,25 БВ в месяц
  • От 1,5 т до 2 т – 0,5 БВ в месяц
  • От 2 до 3 т – 0,67 БВ в месяц
  • Более 3 т – от 0,92 БВ в месяц

Во-вторых, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ. Постоянные выхлопы, загазованность и шум, негативно сказываются не только на людях, но и на окружающей среде и планете в целом.

В-третьих, БЕЗОПАСНОСТЬ, да-да, представьте себе, упасть с велосипеда на скорости 15-20 км/ч куда безопаснее чем влететь в столб на 60-90 км/ч, а если уж сравнивать обычных пешеходов и велосипедистов в шлемах, то риск получения травмы головы у первых в 1,5 раза выше. Кстати, если люди и гибнут – пешеходы, велосипедисты, то чаще по вине автовладельцев. Ведь, посудите сами, не будь автомобилей, гибли бы люди на остановках, пешеходных переходах? Да даже если бы велосипедист и врезался бы в человека, оба бы получили скорее всего пару незначительных травм и ушибов, а не смерть или инвалидность.  

Ну что, думаю хватит о преимуществах велотранспорта, в конечном итоге каждый выбирает для себя то, что ему по нраву.

Сейчас давайте же рассмотрим, как дела обстоят на городских улицах Бреста.

Радует, что хоть велопарковки начали устанавливать более универсальные, их правда немного, но за час вот что удалось обнаружить, просто гуляя по центру города.

Парковки присутствуют, их правда немного, но они есть. Как можете заметить, велосипеды для безопасности прикрепляют на велозамки. Представьте только, если бы наш менталитет был сформирован таким образом, что можно было бы оставлять велосипеды, да и в целом, любые вещи, не беспокоясь за то, что их кто-нибудь украдет, как думаете, изменило бы это мир к лучшему ли нет?

А вот, кстати, велодорожка, которая идет прямиком по одной из главных улиц г. Бреста

Ну, местами она есть, местами ее нет.

Да что уж говорить, тут не то, что велодорожки, тут асфальта толком-то нет!

На этом фото отчетливо видно, что места немного и, вероятнее всего, при попытке разминуться могут возникнуть столкновения, тут или наезд на человека или прямиком в фонарный столб. Я конечно утрирую, но места действительно крайне мало, а ехать по зыбкому песку может не каждый велосипед.

Бывают, кстати, места, где сделано отдельное дорожное покрытие, а не просто разметка на тротуарной плитке.  

Ну теперь, пожалуй, возьмем интервью у одного из участников велодвижения. Знакомьтесь, Сергей Балук – недавно приобщился к велодвижению.

–​ Как вы считаете, почему сейчас столько «шумихи» по поводу велосипедов? Ведь любители волейбола, футбола, не требуют покрыть весь город стадионами и волейбольными площадками, а о велоинфраструктуре не говорит только ленивый.

– Это общемировая тенденция. Городские дороги активно заполонили автомобили, но они стоят в пробках, плюс проблема нехватки парковочных мест, вынуждающая автовладельцев парковаться в любом подходящем месте (как пример, обочины дорог). Велосипед – это отличный вид личного транспорта для небольших городов, в Бресте, например, от центра до окраины можно заехать за 30 минут, при этом места для парковки ему требуется значительно меньше. И т.к. это все же вид транспорта, то ему нужны дороги (по проезжей части у нас ездить не разрешается при наличии тротуара, а на тротуаре велосипедисты создают дискомфорт для пешеходов. Поэтому сравнение с любителями футбола здесь не вполне уместно.

–​ Как давно вы приобщились к велодвижению и по каким причинам?

Велосипед в Бресте у меня появился в сентябре. Он отлично помогает поддерживать себя в тонусе, плюс является хорошим видом досуга.

 Что можете сказать о передвижении по городу Бресту, насколько комфортно вам передвигаться по городским улицам?

 Передвижение на велосипеде требует концентрации внимания, следует всегда контролировать окружающую обстановку, и отвлекаться я не рекомендую. Детям определенные сложности создают не заниженные бордюры. С одной стороны они ограничивают скорость движения, не позволяя разгонятся очень быстро, с другой стороны от этой проблемы больше страдают люди с ограниченными возможностями и, наверное, мамочки с колясками. Большинство велосипедистов наловчилось на бордюрные камни запрыгивать в движении. Еще одна проблема – это не закольцованные велодорожки.

 Что можете сказать о взаимоотношении различных участников дорожного движения, о водителях, пешеходах? Бывали ли у вас конфликты и что послужило причиной?

 Люди везде разные, бывало, приходилось сталкиваться с грубостями и хамством, но в большинстве все-таки люди приветливые и отзывчивые, пожалуй, все зависит от личного отношения: что ты проецируешь вовне, то и получаешь. В основном стараюсь пропускать водителей авто на нерегулируемых переходах, им на разгон-торможение больше времени нужно, да и вредных выбросов меньше, если человека пропустить и не заставлять останавливаться.

–​ Кто на ваш взгляд чаще нарушает ПДД: велосипедист, пешеход, автомобилист? И нужно ли вообще знать ПДД, ведь, предположим, фиксеры ездят по проспектам, нарушая все правила, тем самым выражают свой протест?

 ПДД Нарушают так или иначе по разным причинам все, порой умышленно, порой нет, не хочу заострять на этом внимание.

 В чем же все-таки может быть причина недопонимания различных участников дорожного движения? И как бы это можно было решить, возможна причина в менталитете людей?

 Причина недопонимания в эгоизме. Каждый мыслит в основном своими приоритетами, так что, пожалуй, дело и вправду в менталитете.

 Каким, на ваш взгляд, хотелось бы видеть город Брест (да и любой город) город будущего, как вы его представляете?

 Опыт других стран показал, что расширение дорог и создание большего количества парковочных мест не решает транспортные проблемы городов. Активная велосипедизация возможно сможет решить эту проблему, ведь на месте одного авто с 4 пассажирами можно разместить порядка 8-ми велосипедистов, и воздух будет чище. Мало кто понимает, что для передвижения по небольшому городу вроде Бреста велосипед подойдет больше, чем авто.

 Как высчитаете, популяризация велосипеда это временно? Быть может, если автотранспорт сильно подешевеет, все велолюбители пересядут на авто, электрокары или мотоциклы. Что думаете?

 Если автомобили и подешевеют, а люди массово пересядут на личные авто, то только для того, чтобы дольше стоять в пробках. Будущее в городах все-таки за портативными малогабаритными видами транспорта.

Мазур Антон

Фото автора

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса