К сожалению, проблема детского воровства не теряет актуальности.
Малыши, младшие школьники, подростки – в любом возрасте у ребенка может возникнуть намерение присвоить себе чужую вещь.
Причем, если раньше в обществе было распространено заблуждение, что к кражам склонны, в основном, дети из неблагополучных семей, то в настоящее время пришло понимание, что воровство – это не столько признак необеспеченности, сколько сигнал об ошибках, которые допускают взрослые в процессе воспитания.
Как правило, родители, узнав о том, что их ребенок украл что-то, приходят в состояние крайней растерянности. Им сложно принять мысль о том, что у них – честных и правильных людей – в доме поселился малолетний преступник.
Иногда они начинают обвинять друг друга в неспособности воспитать «нормального» ребенка, и скандал в семье выходит далеко за рамки детского проступка, что приводит к еще большему непониманию ситуации. Подробнее об этом рассказывает эксперт сетевого издания «БелНовости» Татьяна Иоанну.
Почему дети воруют?
1. Кражи примерно до пяти лет не являются воровством в буквальном смысле. Скорее, проблема заключается в том, что границы дозволенного еще не определены. Да, конечно, ребенок уже знает к этому возрасту, что на детской площадке или в гостях не все игрушки принадлежат ему. Но малыш еще не имеет четкого представления, где «чужое», а где «мое». Желание забрать чужую вещь – это, прежде всего, сиюминутный порыв: «Мне нравится эта игрушка и я хочу получить ее немедленно».
2. Младший возраст (7-11 лет) – более сложная пора. В этот период проявляются первые результаты дошкольного воспитания. От того, насколько ребенок усвоил правильное отношение к чужим вещам зависит и то, будет ли он их брать без спроса. Основные причины воровства в этом возрасте:
- родители не смогли объяснить ребенку, что нельзя без разрешения присваивать вещи других людей, что это называется «воровство», и что, как минимум, никто не захочет дружить с вором;
- адаптация в школьном коллективе это не просто усвоение новых правил, дети постоянно испытывают и провоцируют друг друга, у них пользуются популярностью игры «на слабо», когда, чтобы доказать свою «крутость», нужно украсть что-либо в классе или в магазине. Для ребенка это как бы не воровство в прямом смысле, а проверка «на вшивость»;
- отсутствие карманных денег. При том, что у ребенка нет ясного и правильного понимания, почему родители не выдают деньги на мелкие расходы – также распространенный повод залезть в чужой кошелек.
3. Постепенно в возрасте от 12 до 17 лет на первый план выходит потребность в самоутверждении и здесь роль коллектива возрастает многократно. «Свой» или «чужой» определяется тем, насколько успешен подросток в кругу сверстников. Признаки не только внешнего, но и материального благополучия главным образом влияют на то, какое место в компании занимает подросток, и занимает ли он его вообще.
Дети идут на воровство, чтобы быть как все, не хуже других. Чувство ущербности при сравнении себя с ровесниками, зависть, желание доказать свою значимость, даже нечестным путем, могут толкнуть на совершение кражи.
Иногда авторитетом для подростка становятся явно отрицательные персонажи в значимом кругу общения и для того, чтобы заслужить одобрение, подросток может пойти на преступление.
Также мотивами для совершения ребенком кражи могут послужить:
- школьные издевательства, шантаж, угрозы: ребенок иногда готов на многое, чтобы вымогатели оставили его в покое;
- воровство из личных побуждений, например, сильное желание сделать подарок родителям, но отсутствие возможности просто купить его;
- месть тоже может спровоцировать детей на кражу – как компенсация за причиненные страдания. Объектом мести выступает именно обидчик.
Рекомендации родителям, как вести себя, если ваш ребенок ворует
- Никогда не отчитывайте ребенка при посторонних;
- Принимайте во внимание возраст ребенка. Если вашему малышу три года, нет смысла проводить с ним часовые беседы. Уточните, у кого он взял игрушку или вещь, может быть, он поменялся с кем-то, что часто встречается. Объясните, почему вещь необходимо вернуть, дайте понять, как расстроен другой малыш из-за того, что его игрушка пропала;
- С детьми постарше разговор должен строиться таким образом, чтобы не запугать и унизить ребенка, а чтобы как можно более полно донести до него неприемлемость совершенного проступка. Не стоит угрожать ребенку полицией и тюрьмой, в ярких красках расписывая его мрачное будущее. Для того, чтобы устранить причину, толкнувшую ребенка на воровство, важно понимать мотивы совершения кражи;
- Объясните, что украденное придется так или иначе возместить. Дети должны осознавать ответственность за то, что они делают. Украл деньги и потратил их на сладости? Ну что ж, лимит на вкусности в этом месяце исчерпан;
- Не навешивайте на своего ребенка ярлыки вроде «Ты – преступник! Разве я мог подумать, что вырастил плохого человека!» Не сравнивайте его с другими знакомыми вам хорошими и замечательными детьми. Подобные высказывания отдаляют вас друг от друга. Помните, как родитель вы – тот самый единственный в мире человек, к которому ребенок всегда может прийти за помощью, а не за осуждением;
- Если вам сложно самому разобраться в ситуации и справиться с эмоциями, обратитесь за помощью к психологам и педагогам. Не оставляйте без внимания случаи регулярного воровства.
Фото: Pixabay