Чем тяжелее ноша — тем сложнее ее нести, однако в случае с деньгами все с точностью до наоборот.
Подобное утверждение теряет справедливость, когда это является частью вашей работы и большой степенью ответственности.
В переводе с итальянского языка эта профессия носит название «класть в ящик», а в русском языке известна как «инкассатор».
При упоминании этого слова возникает представление вооруженного человека, неразрывно связанного с высокой материальной ответственностью, риском для жизни.
При всем этом все риски компенсируются достойной заработной платой. Так ли это на самом деле? Мы решили узнать ответ, пообщавшись с молодым инкассатором из относительно крупного города Могилевской области.
Герой сегодняшнего репортажа 26-летний инкассатор Кирилл рассказал о тонкостях и нюансах своей работы.
Получив высшее юридическое образование и отдав долг Родине, он посвятил свое время трудоустройству. К этому вопросу Кирилл подходил с высокой долей ответственности, считая, что работа должна приносить определенные дивиденды, быть интересной и доставлять удовольствие.
Достаточное количество вакансий в крупном городе хоть и оставляло право выбора, но оставляло желать лучшего. Хотя среди предложений нашлось то, что сразу привлекло внимание. Недолго думая, Кирилл принял решение посвятить себя профессии инкассатора.
«Работа не для каждого, так как подразумевает большую ответственность. При поступлении ездил на собеседование в центральный офис в Минск, после проходил большой тест на профпригодность, далее медосмотр.
После всех процедур было томительное ожидание около месяца, пока “пробивали” по базе и одобряли. Кроме того, обязательное требование — это отсутствие административных правонарушений».
Рабочий день инкассатора начинается c проверки на трезвость, инструктажа за оружие c обязательными росписями в журналах. Далее работники вооружаются и получают данные о дневном маршруте. Перед выездом перекладывают пустые сумки и меняют их на сумки с деньгами, в зависимости от маршрута.
«График работы плавающий. С утра на маршрут выезжают одна-две бригады, а после обеда уже три-четыре бригады. Вместе со мной в бригаде еще два человека — водитель и старший инкассатор. Бригады постоянно меняются, бывает работаем с утра и до шести вечера.
Но бывает, что с утра до 12-13 часов дня, потом у нас перерыв, и после него работаем до вечера. Если оружие сдать, то на перерыве есть возможность сходить домой».
Все новички проходят курсы специальной подготовки, в которых оттачивают мастерство рукопашного боя, владение оружием и стрельбу. После приема на работу каждые три месяца проводятся более сложные тренировки и сдачи нормативов.
Таким образом, физическое и ментальное состояние сотрудников поддерживается на должном уровне. Например, минимальные требования — это 9 раз подтянуться и 35 отжаться. Однако есть градация по возрасту, то есть нагрузка варьируется между молодыми работниками и работниками в возрасте.
«Вопреки сложившемуся мнению, в нашем деле требуется не только физическая сила, но и профессиональная грамотность, хотя вес мешка иногда доходит до 50 килограммов.
Кроме сумок с деньгами нужно документацию проверить и оформить правильно. Мало того, что нужно быть постоянно начеку, нужно также уметь выходить и избегать конфликтных ситуаций. Часто замечаю, что некоторых людей напрягает само нахождение рядом вооруженного человека с крупной суммой ценностей».
За смену Кирилл с коллегами проезжает порядка 100-200 километров в пределах своего района. В среднем получается посетить 65 точек, но все зависит от маршрута. Например, бывают дни, в которых маршрут пролегает в пределах одного города, но зачастую приходится объезжать 2 города и несколько городских поселков. Точки тоже пестрят разнообразием — это магазины, игровые автоматы, банки, обменники и банкоматы. Но работа иногда преподносит сюрпризы.
«За мой полугодовой стаж только один инцидент успел произойти. На очередной точке на автовокзале ко мне подошел навязчивый и дурно пахнущий “готовый” мужчина и пытался завести со мной разговор. Спрашивал, сколько я зарабатываю, начал трогать бронежилет, провоцировал конфликт.
Я вежливо попросил не мешать делать мою работу, на что он в грубой форме высказался, указав на мой возраст. Нам на подобное реагировать нельзя, так что им уже милиция занялась».
Оружие разрешается применять лишь в крайних случаях, таких как угроза жизни членам бригады, открытом нападении или попытке хищения ценностей.
Однако собственная жизнь и жизни напарников всегда в приоритете над ценностями, которые они перевозят. Необходимо всегда учитывать то, что обстановка вокруг может резко измениться на противоположную, быть готовым к разным ситуациям.
«К счастью, в нашей стране нападения на инкассаторов редки. Недавно читал, что в прошлом году в Бресте было нападение.
Отчаянный мужик с помощью электрошокера напал на инкассатора и попытался отобрать сумку с деньгами. В итоге все для него плачевно закончилось. В этом свои плюсы есть, другие дважды подумают, прежде чем подобным заниматься».
Заработная плата — это самый часто задаваемый вопрос, с которым приходится сталкиваться Кириллу.
Многим интересно, сколько получает человек, для которого деньги — это непосредственная часть работы. Но для молодого инкассатора этот вопрос не стоит в категории «о наболевшем», а скорее, наоборот.
«Зарабатываю в среднем от 600 до 700 рублей. Например, аванс за май составил около 250 рублей, премия около 100, и, собственно, зарплата почти не отличается от аванса.
Да, сумма не самая большая, но и не маленькая. Сейчас я получаю ценный опыт, нарабатываю стаж и в будущем имею перспективы продвинуться дальше. Работа меня устраивает, хотя везде есть свои нюансы, и мы не исключение, но об этом не принято говорить вслух».
Резюмируя все вышесказанное, справедливо отметить, что профессия инкассатора заслуженно считается опасной, хотя в нашей стране риски сведены к минимуму.
В частности, благодаря профессионализму самих работников, но также жесткой системе уголовных противовесов и работе их исполнителей.
Кирилл вполне доволен своей профессией и не желает менять место работы.
Более того, он хорошо зарекомендовал себя и намерен в будущем добиться карьерного роста. Безусловно, это один из немногих примеров получения удовлетворения от своей работы. Нам лишь остается пожелать Кириллу дальнейших успехов на трудовом фронте.
Руслан Будник
Фото: из открытых источников