Учитель белорусского языка и литературы рассказывает о сложностях работы и о том, сколько должен зарабатывать современный педагог

16.09.2019 20:30

Учитель – профессионал, который любит детей и свою профессию. Это человек, который способен не только учить, но и сам учиться у своих воспитанников.

Сегодня поговорим с учителем белорусского языка и литературы одной из столичных гимназий и узнаем, какой он, современный педагог.

Анна, расскажите, что повлияло на выбор Вашей профессии?
– Ещё когда я училась в школе, моими любимыми предметами были белорусский язык и литература. В начальной школе все предметы преподавались на белорусском языке и этот факт, как я сейчас понимаю, сыграл важную роль в моем белорусскоязычном будущем.

Также огромную любовь к языку привила мне моя классный руководитель, учитель белорусского языка и литературы Утекалко Анна Николаевна, именно с ней мы читали классику, побеждали на научных конференциях и участвовали в олимпиадах.

Благодаря ее любви к языку, я мечтала поступить на филологический факультет БГУ и сделала это. Будучи студенткой 5 курса, пошла работать в гимназию № 11 г. Минска имени И. Д.  Черняховского. И теперь уже я стала вдохновлять детей на изучение белорусского языка.

Учитель белорусского языка и литературы рассказывает о сложностях работы и о том, сколько должен зарабатывать современный педагог

Помните свой первый рабочий день?

– Если вспомнить свой первый день, то скажу, что я его очень боялась, меня волновало, какой же уровень знания языка у детей. Но была приятно удивлена.

Мои на тот момент шестиклассники, хоть и не все, но могли свободно говорить по-белорусски.
Моя гимназия встретила меня очень открыто. И приставка – молодой специалист – никак не отражалась на принятии меня как учителя моими коллегами.

На моей кафедре сложился очень хороший коллектив. Если у меня возникал какой-то вопрос, они всегда помогали, несмотря на их загруженность.

Какие сложности возникали в самом начале работы?

– Работы у меня было очень много! Да, уроки у нас заканчивались в два-три часа дня, но потом у учителя ещё множество другой работы: проверка тетрадей, планирование, разработка уроков, проверочных работ, подготовка материалов, отчётность классного руководителя и так до бесконечности...

Просто нужно уметь правильно организовывать свое время и расставлять приоритеты. Я ввела себе за правило: вся работа с большего должна оставаться на работе, поэтому в 17.30 я ставила точку, закрывала свой кабинет и уходила домой.

Звонки родителям учеников могла сделать по дороге домой. А с 18.00 у меня были свои личные планы. Но и рабочие субботы-воскресенья никто не отменял.

Ни для кого не секрет, что большая часть населения в нашей стране говорит на русском языке, а некоторые даже не понимают значения многих слов на белорусском.

С какими сложностями Вы столкнулись в преподавании языка и литературы?

– Что касается мнения детей о предмете "Белорусский язык" в современной школе: есть ребята, которые утверждают, что абсолютно не понимают, для чего им нужен белорусский язык; есть и такие дети, которые во время своего ответа на уроке мне говорили, что им проще высказать свое мнение на английском языке, проще подобрать нужное слово.

Но есть и те, которые всегда уверенно мне отвечали, что белорусский язык для них родной, а некоторые и вовсе выбрали белорусский в качестве языка для повседневного общения.

Сейчас часто молодые специалисты, отработав в школе 2 года, уходят в другие сферы. Как Вы считаете, каковы основные причины этого?

– Возможно, далеко не все могут выдержать такую сложную работу, поэтому и стремятся найти что-то другое после своей двухлетней отработки бюджетного обучения в вузе.

Ритм бешеный, ситуации разные, психологически сложные. Можно столкнуться с моральным истощением к концу учебного года, а то и на первых неделях начала учебного года.

Проработав три года, я сама уже ходила на занятия с психологом на тему профессионального выгорания, хотя безумно люблю свою работу с детьми.
Сейчас очень сложная ситуация с учителями. Из школы уходят молодые и талантливые, я это все вижу изнутри. Потому что знают – за такую же загруженность в другом месте получат в разы больше.

И если хотите знать мое мнение, то я вам скажу так: если бы у учителей зарплата была как у айтишников, то поверьте, очередь бы стояла у директора в приемной на одну вакансию, а не директор бы думала, где ей найти хоть одного человека на 5 открытых вакансий; если бы у учителей зарплата была как у айтишников, то и в вузы на определенные специальности была бы толпа абитуриентов, а не недоборы.

Не знаю, что нас ждёт, ведь опытные учителя уходят, да и молодые не задерживаются...

Какими качествами должен обладать современный учитель?

– В нем должно сочетаться несочетаемое! Важно найти общий язык и с учениками, и с их родителями. Учитель должен быть сообразительным, стойким, добрым и твердым, выносливым, находчивым.

В этой профессии нужно быть тонким психологом и другом, но при этом всегда оставаться в роли учителя. Самое главное – тебя дети должны уважать. А это у них заслужить сегодня тоже совсем непросто.

Достойно ли оплачивается труд учителя?

– Заветную 1 000 я не видела, но зарплату получала хорошую (особенно если посмотреть, какие зарплаты у всех вокруг). Но для этого нужно очень постараться.

У меня почти 2 ставки, классное руководство, также не стоит забывать и о воспитательной работе, которая забирает не только большую часть времени, но и эмоции, силы, энергию.
Да и когда каждый день по 7 уроков, то с 8.00 и до 15.30 иногда даже и пообедать не успеваешь.

Виктория Войтешонок


Фото: из личного архива героини

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса