Анастасия Бучко, глава экзаменационного контента онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, рассказывает, как найти подход к поколению “альфа”, можно ли учить их так же, как в свое время учили нас, и каким должен быть современный педагог.
Десятилетние дети любого поколения изменчивы.
Если у взрослых уже есть устоявшиеся паттерны поведения, то работа с детьми – это всегда эксперимент.
Но история про детей, рожденных после 2010 года, не поколенческая, а общая для всех. И на нас, и на них влияют одни и те же факторы. Мы живём в век избытка информации и нехватки внимания. Удерживать фокус на чем-то одном очень сложно.
Мы не можем заставить детей учиться – дети последних поколений не будут делать того, чего не хотят. Поэтому и старый методический подход “Учись, потому что я так сказал” уже не работает. Этих детей нужно мотивировать. “А зачем мне это?” – первый вопрос, который возникает на любом уроке. И нам нужно знать, как на него ответить.
У меня был опыт работы в нескольких офлайн-школах, сейчас я работаю в онлайне и точно могу сказать, что онлайн-формат в этом смысле намного выигрышней. Онлайн-школы более гибкие, они быстрее реагируют на изменения и адаптируются к реальности. В государственной офлайн-школе все сложнее. Например, учебники пишутся очень долго и еще дольше идут до школьной библиотеки, а мы можем оперативно создавать уроки и задания на самом актуальном материале.
Так ребенок сразу понимает, зачем ему изучать эту тему, как он может применить ее в обычной жизни. Не для того, чтобы выполнить упражнение по русскому, а для того, чтобы написать грамотный пост в соцсети или сообщение в мессенджере. Уроки, составленные по образовательной модели Skysmart, в увлекательной форме показывают, что математика, физика или химия – не абстрактные штуки, а инструменты познания мира.
Микрообучение – это еще одна мировая тенденция, которую школе нужно учитывать. Мини-курсы, короткие программы, маленький кусочек теории, пятиминутка практики. Дробление информации на маленькие отрезки восприятия позволяет быстро менять тип деятельности и удерживать внимание дольше.
Это не прихоть и не мода – наш мозг еще не успел приспособиться к таким объемам информации. Скорость образования нейронных связей не изменить за десять лет. Микрообучение – это попытка адаптироваться и работать быстрее в условиях информационных перегрузок. И поколение “альфа” справляется с этим очень неплохо.
Раз у этих детей более короткие этапы сосредоточенного восприятия, педагог должен быть постоянно в контакте с эмоциональным состоянием ребенка и замечать, когда ученик начинает отвлекаться и терять нить. Обучение сегодняшних детей – это не односторонняя выдача информации, а постоянный диалог двух заинтересованных людей.
Это связано не только с информационными перегрузками, но и с изменениями в семье и воспитании. Сто лет назад родитель считался хорошим, если ребенок жив, здоров, одет и сыт, но сегодня этого мало – мы хотим, чтобы дети выросли всесторонне развитыми и счастливыми. Нам важна их личность, мы учитываем их мнение. И дети тоже ждут, что взрослые к ним прислушаются.
Современный педагог, который сможет эффективно работать с детьми поколения “альфа” — это не ходячий учебник, который просто транслирует знания. Любая информация сейчас гуглится за секунды, учитель для этого не нужен. Нет, сейчас преподаватель должен быть интересным человеком, увлеченным своим предметом и способным увлекать других. Учителю нужно конкурировать за внимание с блогерами, которые знают и любят свою “фишку”, умеют подать ее, создают узнаваемый образ.
Когда я преподавала в школе, я увлекалась растениеводством. Возможно, детям мое хобби казалось смешным, но для них оно было частью моего образа. Вот такая учительница, которая объясняет правила с помощью мемов и фраз из тик-тока и выращивает герань. Многие потом говорили мне, что мой предмет им нравился только потому, что я сама казалась им интересной.
Мы вступаем в период личного бренда – каждый опыт уникален, каждый человек неповторим, всем есть, чем поделиться.