Внимание! В Беларуси действует банда автомошенников. Пострадало 9 человек

 

Ивана, отдавшего за "свою" Honda Civic почти 13 тысяч долларов, теперь не признают даже добросовестным покупателем - хотя и у них зачастую шансы в суде нулевые. Мужчина понимает, что ему "помочь уже может только чудо", и хочет предупредить других потенциальных жертв мошенников, от рук которых только за последнее время по всей стране пострадали уже 9 человек.

Истории всех покупок, говорят в правоохранительных органах, идентичны. Так что, по опыту Ивана, стоит обратить внимание на некоторые принципиальные моменты: например, внимательнейшим образом отнестись к оформлению сделки купли-продажи в дни, когда не работают регистрационные отделы ГАИ - во всей стране они выходные в воскресенье и понедельник.

- Свою Honda Civic 2010 года выпуска я нашел на одном из популярных в Беларуси сайтов автообъявлений. Цена адекватна анонсированным критериям состояния - $12 900. Посмотреть машину договорились в воскресенье, на площадке на улице Филимонова в Минске. Приехал, осмотрел, проехал - да, есть небольшие косметические огрехи, но не более того, нормальное авто.

Иван говорит, что он внимательно изучил документы - в частности, техпаспорт снятого с учета автомобиля.

- Рассматривал его и так и эдак - абсолютно нормальный техпаспорт. В нем - дата таможенного оформления, номер свидетельства о таможенной регистрации, сведения о постановке на учет: дата выпуска - 2010 год, ввезен в РБ в 2013-м. Я понимал, что автомобиль как минимум трижды проходил через проверки госорганов: в моменты постановки и снятия, а также таможенной очистки.

Видел Иван и копию паспорта владельца, на фото - фактический продавец, фамилии и прочие данные совпадают. Мужчина решил купить машину, в процессе торга "сбросил" еще $100, однако его попросили не торопиться... сами продавцы. И от задатка, кстати, категорически отказались.

- Мол, у них есть еще желающие посмотреть, может, возьмут без торга. Договорились созвониться.

На следующий день, в понедельник, продавцы позвонили: забирайте, если не передумали. Иван снял в банке необходимую сумму, приехал на встречу, еще раз внимательно осмотрел машину и изучил документы.

- Знаю, что ГАИ не работает, предложил поехать оформить счет-справку. Ребята говорят, мол, зачем ехать, у них есть люди, которые занимаются оформлением. Меня это не насторожило: постоянно вижу на авторынках или около ГАИ много предложений этих услуг, кто только этим ни занимается - и ипэшники, и фирмы. Ну и знаю, что люди, которые, например, гоняют машины, часто работают с одними и теми же конторами. Продавцы, кстати, оформление предложили за их счет.

Приехал человек с бланками счет-справок. "И я их - сами бланки - внимательно изучил, и потом несколько раз проверил правильность заполнения данных из моего паспорта и копии паспорта продавца - никаких подозрений ничто не вызвало", - вспоминает Иван.

Оформили, отдал деньги, забрал машину, разошлись. Вечером того же дня продавец позвонил Ивану: простите, мол, забыли при оформлении поставить вам в техпаспорт штамп комиссионного магазина, подождите два дня, вернется человек, который оформлял, поставит. А пока, мол, на регистрацию не едьте - все равно не сможете поставить на учет.

- Это потом я узнал, что никакой штамп в техпаспорт не нужен, а на тот момент ситуация снова же не вызывала подозрений - ну поставлю на учет двумя днями позже, ничего страшного.

А вот когда через два и даже три дня ни один из телефонов продавцов не отвечал и никто не торопился приехать к Ивану со штампом, он заволновался. И поехал прямиком в милицию - в Партизанское РУВД столицы, чтобы узнать, не стал ли жертвой мошенников.

- Там поначалу никто не хотел брать у меня заявление: мол, что вы нервничаете, нормальные у вас счет-справка и техпаспорт, ставьте спокойно на учет. И только после многочисленных просьб согласились "пробить" мою машину.

На учет бы ее Иван не поставил никогда: оказалось, что эта Honda была выпущена в 2007-м, а не 2010-м году, была угнана в Латвии и, по данным таможни, на территорию Беларуси никогда не въезжала, на регистрационный учет в стране никогда не ставилась. Позже выяснилось, что техпаспорт, естественно, поддельный: "Установить это смогла только экспертиза, "на глаз" никто не мог определить подделку, на таком высоком уровне она была сделана", - говорит Иван.

Что касается счет-справки, то в подлинности бланка покупатель не ошибся. Да и фирма, реквизиты которой указаны на бланке, тоже существует - только, как выяснилось позже, сами бланки (естественно, документы строгой отчетности) ей не выдавались. Зато были выданы в далеком 2012 году какой-то фирме-однодневке, которая тогда же и ликвидировалась.

Выходит, что ни одного документа, подтверждающего действительность сделки купли-продажи автомобиля, которого, получается, не существует в природе (реальности не соответствует ни год выпуска, ни VIN-код автомобиля), и, соответственно, права собственности у Ивана нет. Это же ему сказали и в таможне - органе, который сейчас ведет расследование по делу о нарушении таможенного законодательства неустановленным лицом.

- Мне сказали - по закону ты сейчас не имеешь к этой машине никакого отношения и, с вероятностью 99%, она будет конфискована и обращена в доход государства, - говорит покупатель, который, получается, просто "подарил" мошенникам почти 13 тыс. долларов.

Что делать?

Ивану, к сожалению, - уже ничего. В лучшем случае, если лицо, нарушившее таможенное законодательство, будет обнаружено, а затем будет установлено, что ввез автомобиль и "продал" его потерпевшему один и тот же человек, жертвы мошенников - а как стало нам известно, через эти же счет-справки с реквизитами той же фирмы, не имеющей к этому обману никакого отношения, машины в стране "купили" уже 9 человек! - могут в порядке гражданского судопроизводства требовать с него свои деньги. Дело, понятно, малоперспективное.

Тем же, кто еще только собирается оформить сделку купли-продажи не через договор, а именно счет-справку, начальник регистрационного отдела ГАИ Минска Виктор Винничек рекомендует всегда требовать оригинал паспорта продавца: "Не копию! Нарисовать в этой псевдокопии можно что угодно!"

Более того, если вам показались подозрительными транзитные номера или техпаспорт снятого с учета автомобиля, или же вы предполагаете, что номера кузова перебиты - не поленитесь вместе с продавцом подъехать на площадку осмотра транспорта в ГАИ: представитель Госавтоинспекции уверил нас, что любой сотрудник, который занимается сверкой, абсолютно бесплатно опытным взглядом оценит номера и документы.

Что касается автомобилей, предположительно, ввезенных из-за пределов Таможенного союза, "пробить" их по VIN-коду на предмет таможенной очистки можно на сайте Государственного таможенного комитета.

Если автомобиль из РФ - с этим пока сложнее: как сообщили в ГАИ, у нас пока нет общей с Россией базы, поэтому при постановке бэушки на учет в соответствии с нормативными документами регистрация осуществляется с направлением запроса по месту выдачи регистрационных документов, о чем делается соответствующая отметка в учетных данных. До получения ответа на запрос снять с учета такую машину не получится - в ГАИ говорят, что сейчас сроки редко растягиваются более чем на два месяца.

 

 
 
 

comments powered by HyperComments

 

 

 
 
 
 
 
 
Загрузка...