Кризис трех лет

Кризис трех лет – это один из первых серьезных возрастных кризисов, наступление которого начинается не обязательно именно в три года.

Первые признаки кризиса могут проявлять себя уже и в два года, а закончиться – около 5 лет. Главным образом, кризис проявляется такими чертами, которые можно охарактеризовать как бунт против воспитания. Это своеобразный протест ребенка, осознавшего свою самостоятельность, в силу чего опека родителей вызывает протест и демонстрацию своего «я». У родителей часто возникает впечатление, что ребенок резко изменился, и когда произошли эти изменения – никто заметить не успел. Из малыша, которого еще только вчера носили на руках, ребенок вдруг превратился в упрямого, негативно настроенного ревнивого  человечка. Конечно, это нелегкое испытание для родителей, и самое важное теперь – понять, что ребенку тоже нелегко, потому что поведение, нормальное в его представлении, вызывает негатив со стороны окружающих. Родителям, в свою очередь, важно попытаться найти причины появления капризов, и запастись терпением по отношению к своему ребенку.

Первый признаком, говорящим о наступление кризиса трехлетнего возраста, является   возникновение негативизма. Если разобраться, проявления негативизма – это не то же самое, что и обычное непослушание. Негативизм означает такой стиль поведения, при котором все поступки ребенка идут вразрез с тем, что говорят ему взрослые. Например, если ребенок не хочет делать что-нибудь, потому что это отвлекает его от игры (ребенок  играет, а взрослые заставляют его идти спать), это не будет проявлением негативизма. Стремление ребенка заниматься интересным для него делом вопреки предложенным родителями занятиям, которые ребенку не интересны – это непослушание, но не негативизм. Негативизм – это  такие проявления  поведения ребенка, при которых он не делает именно то, что ему предложили взрослые, независимо от того, чем он был занят, и независимо от того, что именно ему было предложено. Негативизм заключается в принципиальном отрицании любых предложенных норма поведения, исходящих от взрослых. Как пример негативизма стоит рассматривать поведение ребенка, которому интересно посидеть со взрослыми в кафе за столом, но он этого не делает, а стоит молча где-то неподалеку, только потому, что взрослые сказали ему сесть рядом и посидеть за столом.  Если попытаться отправить ребенка погулять на детской площадке неподалеку, ребенок тоже не пойдет, хотя, скорее всего, там ему было бы интересно. Но так как взрослые сказали это сделать, ребенок ни за что не пойдет туда. Если вообще оставить ребенка без внимания, через некоторое время ребенок устроит скандал, начнет плакать. Ребенок сам не доволен тем, что не может ни за стол сесть, ни на детскую площадку пойти, ни тем, что его оставили в покое. Но негативизм, выраженный в стремление противоречить и сделать все наоборот, вынуждают ребенка поступать именно так.

Второй симптом, который указывает на проявление кризиса трех лет – это упрямство. Здесь также есть сложности, потому что упрямство следует  отличать от проявления настойчивости. К примеру, если ребенок хочет получить какую-либо вещь, но не получить ее сразу, он настойчиво напоминает, капризничает, чтобы никто не забыл о том, что ему нужно. Это не проявление упрямства. Упрямство – это такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что он хочет получить что-то, а потому, что ему важно добиться своей цели, даже если конечная цель ему не важна. Он настаивает на на том, чтобы все было так, как он сказал. К примеру, ребенок не идет домой из магазина не потому, что ему хочется, чтобы ему что-то купили, а потому, что он не хочет идти. И все должны сделать так, как ребенок потребовал. Просто не пойти домой, и все.

Третий характерный признак кризиса трех лет – это строптивость. Строптивость является определяющей характеристикой данного возраста. Строптивость, в отличие от негативизма, безлична. Негативизм направлен против кого-то конкретного, например, против взрослого с его предложением сделать что-то конкретное. А строптивость – это глобальное противопоставление себя общему укладу жизни и нормам воспитания в конкретной семье. Особенно остро строптивость проявляется у детей, растущих в семьях с авторитарным типом воспитания. Ребенок становится всегда и всем недовольным. Ребенок недоволен тем, что его кормят, тем, что его ведут в парк, тем, что ему предлагают поиграть на детской площадке, тем, что ему не предлагают ничего и оставляют в покое.

Еще одно из проявлений кризиса трех лет – проявление своеволия, своенравия, что выражается в вечном «я сам!»
При наблюдении за ребенком, который проходит стадию кризиса трехлетнего возраста, может сложиться впечатление, что ребенок находится в постоянном состоянии войны со всем миром.

Часто именно в этот период появляется ревность к маме и стремление к проявлению деспотизма. Ребенок ведет себя так, как будто думает, что мама – его собственность, и ему необходимо любыми путями и способами привязать ее к себе. С одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – стремление держать возле себя маму.

Кризис трех лет – это нормальный необходимый период развития человека. Родителям нужно, прежде всего, понять, что изменившееся в худшую сторону поведение ребенка  –  нормальное явление, а не патология. И родителям, и ребенку сложно, но именно в такие периоды дети учатся справляться со своими эмоциями, при условии, что близкие смогут найти правильный подход к ребенку, и верный терпимый стиль воспитания.  В противном случае,  кризис трехлетнего возраста может затянуться на долгие годы

 
 
 

comments powered by HyperComments

 
 
 
 
 
Загрузка...