Что делать, если ребенок не хочет убираться дома

20.08.2020 22:45

Подростковый период - один из возрастных кризисов, которые проходит человек на пути своего становления. 

Вопрос о бардаке в комнате является частным случаем проявления такой обширной темы, как личные границы.

Подробнее рассказывает эксперт сетевого издания БелНовости клинический психолог Анастасия Ксенофонтова.

Что делать, если ребенок не хочет убираться дома

Это период самоидентификации и самоопределения, когда происходит внутреннее отсоединение от родительских ценностей и попытка примерить на себя совершенно другие ценности, цели, смыслы.

Происходит отстаивание своей территории как пространства, где можно быть свободным при сохранившейся материальной зависимости от родителей и социальной связанности с родителями в силу своего несовершеннолетия.

На всех этапах развития закладывается представление о своих границах - о том, какой я и какие другие; как со мной можно поступать, а как нельзя; что является моим в этом мире, а что нет. Адекватные границы - гарант дальнейшей устойчивости личности.

Комната подростка - это его маленькая территория, где он волен устанавливать свои правила. Родителям бывает трудно перестроиться и принять изменения в поведении и личности ребенка. В это период важно прислушиваться к мнению подростка и считаться с ним.

Наше личное пространство - отражение того, что сидит внутри нас. Соответственно, беспорядок и хаос в комнате подростка - это прямое отражение той неразберихи, что творится у него в душе в этот период. Очень важно выразить ему свое мнение и поддержку, ведь ему важно знать, что с ним рядом есть люди, на которых можно опереться.

Как родителям лучше поступать в такой ситуации?

Признайте за подростком право на личное пространство. Подростки бунтуют против директивности просьб родителей, поэтому постройте с ними диалог. Просьба может выглядеть подобным образом: «Мой дорогой человек, я тебя очень люблю и очень дорожу тобой, но я не могу принять тот беспорядок, который я вижу. Я бы хотела, чтобы ты сделал уборку, когда у тебя будет на это время». 

При построении этой фразы я использовала технику Я-посланий. Эта техника позволяет конструктивно и экологично вести диалог, говоря о своих чувствах и своем отношении к ситуации. Приведу пример схемы построения такой фразы:

Событие «Когда…» (описание нежелательной ситуации, того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека). Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда я вижу …», «Когда ты...»

Ваша реакция « Я чувствую…» (описать ваши чувства, ощущения в связи с таким поведением). Например: «Я расстраиваюсь», «Я волнуюсь», «Я огорчаюсь», «Я переживаю».

Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «Потому что мне приходится просить тебя об этом постоянно» и другие.

Предпочитаемый исход «Мне хотелось бы, чтобы…» (сообщить о желательном варианте, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство).

Дайте ему возможность решить, когда ему будет удобнее убраться. Не стоит просить его тотчас же бросить все дела и заняться уборкой. Для него то, чем он сейчас занят, столь же важно, как для вас уборка.

Внесите конкретику - что конкретно вы бы хотели, чтобы он сделал? Например, вытер пыль, собрал вещи в углу, разложил вещи на полках.

Хвалите его, если он откликнулся на просьбу и поблагодарите.

Следуйте своим же заветам - дети очень внимательно считывают родительский пример, и если вы хотите, чтобы подросток был опрятен и соблюдал чистоту, подавайте ему пример.

Фото: Pixabay

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса