«Чтобы дитё под ногами не путалось». Молодая учительница о реальной работе в школе

31.01.2020 20:00
Обновлено: 07.03.2023 15:24

Все мы родом из детства. А где детство, там и школа. Как же всегда было интересно, будучи подростком, залезть в голову учителя и узнать, что он реально думает о школе.

Нашему корреспонденту удалось «залезть в голову» молодой учительнице Татьяне, которая ответила на самые волнующие вопросы.

Когда преподаватель видит азарт в глазах ребёнка, активность и продуктивность, он ощущает внутреннюю эйфорию. Когда я понимаю, что на уроке была услышана, что главные цели моей работы – донести и научить – достигнуты, считаю, что урок удался, несмотря на несоблюдение всех этапов его проведения.
 

Как на самом деле учитель проверяет тетради?

Считаю это дело бесполезной тратой времени учителя. Да, проверка практических навыков учащихся – это лучший показатель их знаний. Но дело в том, что современный ученик совсем не принимает во внимание допущенные им ранее ошибки, он не изучает их, чтобы в дальнейшем не спотыкаться о них же.

К сожалению, сейчас учащиеся гонятся за отметками, а не за знаниями! Вопрос: зачем учителю сидеть ночами и проверять тетради с ужасающим почерком, если это никем не оценивается?

учитель

К слову, на проверку тетрадей преподавателю отводится от 1 до 2 часов. За это время нереально проверить даже 4 класса. Отсюда, собственно, и бессонные ночи. 

Почему, когда наступает время открытого урока, ученики и учителя играют не свои роли?

Может, потому, что у открытых уроков такая функция. Дело в том, что есть определённая методика преподавания, ведения урока. В обычной жизни не каждый учитель может придерживаться данной структуры. Но когда приходят оценить работу учителя или учеников, нужно же показать всё, что умеешь, что знаешь, что «правильно».

Например, физкультминутки, соответствующая рефлексия в конце занятия (Что вы сегодня для себя вынесли нового? Что понравилось? С чем возникли трудности?) – это вовсе не вычурность, не показуха. Это определённые этапы урока, на которые, может быть, не всегда уделяешь внимание на занятии, так как хочешь больше всего охватить, больше проработать, закрепить.

Волнение и неестественность детей, думаю, очевидны: боязнь посторонних глаз, боязнь ошибиться. Открытый урок – урок не для ученика, урок – для «зрителя». 

работа

 

С чем связано распространенное мнение, что дети сейчас не те? Как вы к этому относитесь?

Как известно, всё познаётся в сравнении, и дети не исключение. Через учителя столько ребят проходит, поэтому он помнит, «как было», видит, «как есть», может предположить, «к чему приведёт». Когда-то за место в школе боролись, шли, чтобы научиться, а не потому, что так надо.

Не каждый современный ученик придаёт ценность школе или же знаниям. Правда ведь: зачем тратить уйму времени на книгу, если можно окунуться в сети интернета и полностью отдать себя гаджетам? А многим родителям всё равно, главное, чтобы «дитё под ногами не путалось». 

Самый милый момент, связанный со школой/учениками?

Каждый учитель со мной согласится в том, что чего-чего, а весёлых и милых моментов в школе хоть отбавляй. Никогда не забуду, как художественные произведения могли растрогать детишек до слёз, и класс ворчунов и задир вдруг превращался в искренних и способных к сопереживанию людей.

Не забуду, как для участия в школьном инсценировочном спектакле «В гостях у Крылова» ребята сварили и принесли уху, дабы реквизит соответствовал басне И. А. Крылова «Демьянова уха» (после дружно ели эту уху за кулисами). 

Но больше растрогал следующий случай: у меня пропал голос, шёпот и небольшая хрипота – всё, что осталось. Понятия не имела, как буду проводить уроки: и без этого с дисциплиной трудно, к тому же нужно объяснять новый материал.

Могу сказать, что эти 2 дня без голоса были самыми тихими, искренними и милыми. Ученики не просто вошли в положение, они на мой шёпот стали отвечать своим детским «шёпотиком». Ловили каждый мой хрип, мимику, «ругали» карандаш, если тот падал. И самое интересное, что так делали все ученики в каждом классе. В такие моменты понимаешь, кто такие дети!

Становится ли жалко ставить низкие оценки (отметки) старательному ученику?

Ещё как. Дело ведь в том, что усердие, старание, целеустремлённость ценятся всегда и во всём. Это уже показатель не безнадежности!

Правда, если ученик показывает и доказывает мне, что может, хотя бы что пытается, буду на его стороне. Но это совсем не значит, что я не могу поставить низкую отметку отличнику, если он её заслужил. Нельзя путать эти понятия. Тут же скажу, что не поддерживаю лени и обмана. 

Какая ваша самая любимая и нелюбимая часть в работе?

Люблю что-то объяснять, поучать, наставлять. В этот момент понимаешь, что на самом деле являешься человеком, который может оставить что-то после себя, повлиять на кого-то, совершить благо. 

Люблю задавать вопросы с заковыркой, моменты, к которым приходят путём изысканий. Люблю в это время наблюдать за ребятами.

Люблю быть свидетелем формирования и рождения их пока детских, но самостоятельных мыслей, рассуждений, ответов. 

Признаюсь, не очень люблю проверку домашнего задания на уроке: сейчас все так и норовят залезть в «Решебу» и списать. Также не люблю ту часть работы, которая связана с документацией. Учитель должен здесь и сейчас учить (практика), а не писать отчёты о том, как научил (теория).

Каким учителем вы бы не хотели быть?

Боюсь стать учителем, которому всё равно на свой предмет и на детей. Боюсь профессионального и эмоционального выгорания. 

Каким учителем вы стремитесь стать?

Учителем, который смог научить не только русскому языку и литературе, а чему-то большему. Учителем, который проник в сердце. Учителем, которого будут уважать. 

Тяжело ли молодому специалисту влиться в коллектив, среди которого одни коллеги среднего возраста?

Нет, не сложно. Куда трудней предстоит задача закрепиться в этом коллективе. Но одно могу сказать точно: среди одних коллег среднего возраста у меня образовался синдром «ученицы» (находясь рядом, отношусь к ним как к своим учителям, а не коллегам). Думаю, нужно время. 

Часто ли бывает такое, что на выходных приходится заниматься работой?

Если ты учитель, готовься заниматься работой всегда: в маршрутке читать роман Достоевского, на пробежке слушать изречения «умов» науки и искусства, спать и во сне видеть, какой же тест придумать 8 классу или же как достойно провести открытый урок.

На самом деле работы много: всегда есть тетради, «обязательные» конкурсы, разного рода «бАмажки».

Какие есть стереотипы насчет учителей? Какие из них являются мифами?

Проработав совсем немного, понимаю, что учительство является своеобразным клеймом. Люди всегда себя и других в чём-то ограничивали, определяли рамки.

Конечно, у общества сформировалось единое консервативное представление об учителе, ограничивающее его во всём. Не нужно при каждом удобном случае говорить мне: «Ну ты же учитель».

Люди, я в первую очередь человек, учитель – только в стенах школы. По такому же принципу многие думают, что у учителя нет права на ошибку, но все мы прекрасно знаем: век живи – век учись!

Да, они любят быть «правыми» и услышанными. Нет, у них есть личная жизнь. Да, в глубине души учитель радуется, если на контрольную работу пришло мало человек (ведь меньше проверять тетрадей нужно будет). Нет, не каждый учитель ходит в очках (если преклонный возраст не заставляет, конечно).

Да, учителя зачастую не очень хотят отдавать своих детей в преподавательскую деятельность. Нет, не все учителя любят яблоки и едят их на каждой перемене. Да, многие учителя маленьким миниатюрным сумочкам предпочитают бездонные «торбы».

Нет, не у каждого учителя дома есть библиотека. Да, к детям учителей в школе относятся иначе. Нет, учителя не носят с собой красных ручек. Да, каждый филолог не сможет не исправить человека, поставившего неправильно ударение (например, звОнишь вместо звонИшь). Нет, не всё, чему учат в школе пригодится в жизни. 

Что недопустимо в работе учителя?

Унижать, принижать, пугать учащихся.

Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет стать учителем?

Подумать ещё раз, нужно ли оно человеку. Готов ли он взять ответственность за детей, часть их воспитания и хочет ли этого? Ведь если он не я (не горел и не бредил школой с самого детства, не думал, что люди нуждаются в тебе, словно только ты сможешь объяснить и научить; не любовался и не восхищался детьми, когда они выполняют упражнения), школа – это не его! 

Фото: Pixabay

Екатерина Ходан Автор: Екатерина Ходан Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Как на самом деле учитель проверяет тетради?
  2. Почему, когда наступает время открытого урока, ученики и учителя играют не свои роли?
  3. С чем связано распространенное мнение, что дети сейчас не те? Как вы к этому относитесь?
  4. Самый милый момент, связанный со школой/учениками?
  5. Какая ваша самая любимая и нелюбимая часть в работе?
  6. Каким учителем вы бы не хотели быть?
  7. Каким учителем вы стремитесь стать?
  8. Тяжело ли молодому специалисту влиться в коллектив, среди которого одни коллеги среднего возраста?
  9. Часто ли бывает такое, что на выходных приходится заниматься работой?
  10. Какие есть стереотипы насчет учителей? Какие из них являются мифами?
  11. Что недопустимо в работе учителя?
  12. Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет стать учителем?