«Видел, как разрезало пополам…». Откровения машиниста поезда о своей работе

20.07.2019 08:10

Не за горами День железнодорожника, который по традиции отмечают в первое воскресенье августа. Накануне профессионального праздника машинист тепловоза, за плечами которого более 30 лет стажа, рассказал корреспонденту «Белновостей» о своей работе.

Машинист поезда — одна из самых сложных профессий. Она требует не только физической силы, абсолютного здоровья, но и стрессоустойчивости. Помимо постоянных экзаменов, ночных рейсов, медицинских комиссий, машинисты нередко становятся очевидцами смерти на путях.

Труд машиниста всегда ценился и хорошо оплачивался, рассказывает Владимир Иванов* из Гомеля. В 90-е годы его семья даже не заметила тех трудностей, с которыми столкнулись многие. Сейчас мужчина на пенсии. В последнем расчетном листе, который он получил пять лет назад, заработная плата составила порядка 12 миллионов неденоминированных рублей — неплохие деньги, учитывая средний уровень дохода белорусов.

Сейчас мои коллеги, машинисты со стажем, получают порядка 2 тысяч, — заявляет Владимир Павлович.

Безусловно, зарплата машинистов зависит от многих факторов: стажа, квалификации, премии, количества совершенных поездок и др. Как отметил наш собеседник, на заработок никто не жаловался.

«Видел, как разрезало пополам…». Откровения машиниста поезда о своей работе

Каждого машиниста еще во время обучения готовят к тому, с чем смириться не так просто. Несчастные случаи на железной дороге, к сожалению, не редкость. Владимир Павлович не стал называть, часто ли ему приходилось собственными глазами видеть, как тяжелый состав поезда переезжает еще живого человека.

Много… Один человек — это уже много… Сердце болело за каждого. К такому привыкнуть нельзя. Люди погибают на путях, в основном, из-за своей невнимательности.

Люди игнорируют предупреждающие таблички, правила безопасности, что и становится причиной трагедии. Именно поэтому так важно держаться от путей подальше, ведь это не место для прогулок, заявляет Владимир.

Под поезд попадали пьяные. Например, мужчина шел, сел на рельсы и уснул. Ни сигналы, ни экстренное торможение не помогли спасти его — разрезало пополам. Также в наушниках молодежь не слышит звуки приближающегося поезда. Это же не автомобиль. Вовремя остановиться практически невозможно.

Владимир отметил, что тормозной путь поезда зависит от многих факторов: скорости, погодных условий, расстояния до преграды и др.

Врезался в память случай, как две женщины погибли по своей неосмотрительности. Я несусь на большой скорости, а на повороте вижу, как на путях две подруги стоят, болтают. Когда услышали сигнал, было уже поздно… Когда вышел из кабины, увидел ужасную картину…

Машинист обязан оказать пострадавшему первую помощь. Если потребуется, загрузить человека в поезд, отвезти до ближайшей станции, где его будет ждать скорая.

Также об инциденте нужно сообщить диспетчеру. Сотрудники милиции будут разбираться в случившемся. Следователи проведут осмотр поезда, места происшествия.

Это действительно истинно мужская работа. Я всегда гордился тем, что у нас такая ответственность. Я по молодости удивлялся, что занимаюсь любимым делом, а еще и деньги за это получаю.

На железной дороге случаются и хулиганства. Школьники могут напроказничать так, что машинисту локомотива прибавиться работы. Например, наложат на рельсы кучу камней.

Стать машинистом не так просто. Владимир, как и все новички, трудился 7 лет помощником, прежде чем ему доверили управление составом. Чтобы пойти на повышение, важно получить соответствующие образование, навыки, хорошо выполнять свою работу. Только после этого будет решаться вопрос, как скоро помощника переведут в машинисты.

Чтобы увеличить уровень заработной платы, можно повысить класс машиниста. Изначально все получают четвертый (условно), потом сдают экзамены на третий и выше. Машинисты первого класса считаются настоящим профессионалами, потому как выдержали все испытания.

По словам Владимира, на этом обучение не заканчивается. Они постоянно проходят аттестацию, чтобы подтвердить свою квалификацию.

Готовились всегда тщательно, учили теорию из книг, вспоминали то, что знали на практике. Сейчас это все на компьютерах сдают, а мы в свое время тянули билеты, как в школе, — рассказывает Владимир Павлович.

В обязанности машиниста входит не только ведение поезда, но и ряд других, не менее значимых задач. Например, прием и обслуживание поезда, проверка на наличие неисправностей. Сотрудник должен не только уметь управлять локомотивом, но и проводить незначительные инженерные работы, осуществлять техобслуживание состава. Если он упустит из виду хоть какую-то мелочь, то это может обернуться большой проблемой.

Если машинист где-то недосмотрел, то за это могут наказать: лишить премии, а могут и вовсе перевести в помощники. Все зависит от ситуации и брака, который допустил работник. За всем тщательно следят инструкторы, — объясняет собеседник.

Помимо досконального знания правил движения на железной дороге, умения проявлять терпение в самых стрессовых ситуациях, каждый машинист и помощник должен быть абсолютно здоров. Те, у кого имеются проблемы со зрением, сердечно-сосудистые заболевания, болезни нервной системы, опорно-двигательного аппарата, к работе просто не могут быть допущены.

Постоянно проходили строгую медицинскую комиссию. Если у работника находились какие-то болячки, то его переводили на более легкий труд, в соответствии с диагнозом. Были такие, кого отправляли в слесаря, — вспоминает машинист.

Чтобы всегда быть в форме, Владимир вел полностью здоровый образ жизни. О курении, алкоголе не могло быть и речи.

Это даже было мне стимулом следить за своей формой. Это я сейчас понимаю. Когда нет мотивации, то и заниматься спортом не особо хочется. Я тренировался на стадионе, закалялся и питался правильно. Когда вышел на пенсию, немного  расслабился.

Владимир Иванов не жалеет, что прошел тернистый путь к своей детской мечте — стать машинистом поезда. Несмотря на сложности, железная дорога гарантировала высокий доход, длительный отпуск, а также различные поддержки: путевки в санаторий, билеты на развлекательные мероприятия, премии и другие выплаты.

Я минусов в работе не видел. В каждой профессии они есть. Просто воспринимал как данность, и все. Тем, кто собирается стать машинистом, могу пожелать удачи. Главное, учитывать особенности, подходят они конкретному человеку или нет.

*имя героя изменено по этическим соображениям

Фото: © Белновости

 

Автор: Татьяна Ларина Редактор интернет-ресурса