Психолог Андрей Кашкаров рассказал, как распознать детскую депрессию

14.06.2023 09:36

Депрессия — понятие условное и характеризуется несколькими признаками при диагностировании медицинской нозологии; таким образом, это заболевание, и это диагноз.

Предполагать его и тем более утверждать, назначать терапию может по закону только дипломированный врач. Уже поэтому необходимо оставить попытки ставить диагноз себе или другим. А также заниматься «самолечением» на свою ответственность.

Дипломированный врач не станет давать советы и заниматься консультированием дистанционно – по тексту или даже «проговоренной» части анамнеза (разъяснения жалоб пациентом). В международной классификации болезней депрессия определена более чем 12 различными составами (вариантами), и корректно называется аффективное расстройство настроения (заметьте – не психики, а настроения).

Тем не менее предполагать депрессию в современном турбулентном мире стало «модным» и у взрослых, и у детей, считает психолог Андрей Кашкаров. Что только не называют и не оправдывают этим емким и ставшим популярным словом. С учетом данного выше важного уточнения можем корректно дать только общие советы.

«Ничего не хочу» - говорит ребенок, и внешние его действия проявляются пассивностью в течение нескольких дней. Это также может сопровождаться слезами, условными капризами и отсутствием аппетита. Желание прилечь, уединиться или как «фон» смотреть мультики – в ту же тему.

дети
Фото: Pixabay

Значительное ухудшение, относительно прежнего состояния, наблюдается в личной гигиене и нарушении сформировавшегося распорядка дня. При этом каких-либо физических или иных медицинских недомоганий, в том числе травм или повышенной (хотя бы субтильной) температуры нет. Очные – «живые», естественные контакты, социализация уменьшается – он(а) просто не хочет этого. А коммуникация в социальных сетях может сохраняться в ряде случаев.

Условная депрессия может быть связана с тревогой по поводу неких предстоящих событий или намеченных мероприятий, к которым развивающаяся личность чувствует неготовность или опасается чьей-то реакции на свое (или иное) поведение.

К примеру, ссора в детском саду, во дворе или в школе, стыд за поступок, а может быть, даже неразделенное чувство. Простейший пример – предстоящая сложная контрольная работа или экзамены. Выезд в гости или на природу с ранее неизвестным человеком, условно «новым родственником». Некоторых пугают в принципе даже новые неизведанные места.

Вот по таким признакам уместно рекомендовать определять состояние ребенка. Как сказано заинтересованным лицам в первом абзаце, не надо торопиться «обзывать» все это депрессией, хотя воля ваша. «Лечится» оно простыми методами.

Если иных медицинских или «химических» (наркотических, включая алкогольные) нарушений нет, подобное аффективное расстройство проходит само – через 1-3 дня. Если затягивается на неделю и больше – тут уместно обратиться к профильному специалисту в медицинское учреждение, а 1-3 дня вы вполне можете подождать, потерпеть. Далее надо обратить внимание – были ли подобные состояния у ребенка раньше. Как они миновали? Вполне возможно, это не заболевание, а естественная и характерная именно для вашего ребенка реакция на трудности, кажущуюся опасность и т. д. Если так - она проходит сама. Помочь можно по нескольким направлениям.

Ввести обязательное планирование дел на ближайшую перспективу – составьте вместе план на день и обязательно следуйте ему. Условная депрессия, перепады настроения и байроновский сплин боятся дисциплины.

дети

Мотивируйте ребенка новыми интересными для него событиями (на фоне неприятных ожиданий сие весьма помогает) – пообещайте и сделайте то, о чем он давно мечтает (кино, игрушка, «вкусности», мероприятие, рыбалка – все что угодно).

Попросите и проконтролируйте запись в дневник о том, что он(а) думает и чувствует; эта условно старая форма рефлексии на события, как анахронизм эпохи, преждевременно списана в утиль; но она поможет вам и ребенку в разборе ситуации впоследствии, в том числе при последующих подобных состояниях.

Измените рацион питания в сторону «энергетических» естественных продуктов – фруктов и особенно овощей – хороши витаминные салаты.

Дайте хорошо высыпаться, но не оставляйте в одиночестве. Разговаривайте, опрашивайте, сопереживайте. Добившись внимания, доверия и откровенности, вспомните по случаю и расскажите истории из своего детства – как справлялись с ситуацией лично вы и что вам помогло.

Помогут и спортивные занятия «через не хочу» - пробежка, другие элементы легкой атлетики, бассейн и контрастный душ. Уместно подать пример. Все это на пользу, причем список рекомендаций может быть огромным. Но главное среди прочего – искреннее чувство и внимание к ребенку, его даже по-детски определяемым проблемам, родительская любовь, выше которой в такой ситуации, пожалуй, ничего быть не может.

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса