Юрист рассказал, как выжить в кризис во время пандемии коронавируса

23.04.2020 20:30

Неопределенность приносит столько беспокойства и паники, что изменяет наше видение мира. 

Наступает новая волна экономического кризиса на фоне пандемии коронавируса.

О том, как сохранить свой бизнес во время кризиса, рассказывает эксперт новостного портала «БелНовости» в области бизнеса Катерина Дорофеева.

Тех, у кого были отлаженные и стабильные бизнес-процессы, этот кризис не пошатнет, они быстро адаптируются и продолжат работу с еще большей силой.

Ну а что касается тех, у кого и до объявления пандемии на волоске все держалось, по мнению эксперта, просто подвернулся повод для списания своих неудач, без признания собственной вины. 

бизнес

Бизнес не может рухнуть сразу после объявления пандемии. Значит, что проблемы, которые вы год или два пытались игнорировать, достигли таких масштабов, что игнорировать их физически стало невозможным. Но это говорит только о том, что проблемы были и до кризиса.

Для тех, кто все же намерен сохранить свой бизнес, сегодня крайне важно анализировать всю имеющуюся информацию и не врать самим себе под давлением обстоятельств.

Запомните, если вы сегодня заключите невыгодную сделку, то в конечном итоге потеряете гораздо больше, чем если откажетесь от сделки вообще.

Первое, что нужно сделать в сложившейся ситуации эпидемии, — это сократить расходы до максимума. От всего «излишнего» придется отказаться, в том числе аренды, раздутого штата, внештатников. 

Прагматично подходите к закупке сырья, исходите из снижения объемов производства и расчетов на резкое снижение спроса. Сразу просите у поставщиков максимальную отсрочку платежа.

В части экономии зарплатного фонда мыслите рационально, если вы со своими сотрудниками переживете этот кризис, взаимное доверие, скорее всего, станет только крепче. 

Эффективные сотрудники будут заняты и так, дайте им делать свою работу, оставьте их в покое. Работники со средненьким КРI в идеале должны отправиться в трудовой отпуск. 

Ну а что касается работников с низким КРI – рациональнее будет с ними попрощаться — это самое сложное решение, и вы за него в ответе, пусть оно будет взвешенным.

Пересмотрите свои платежи по кредитам, если есть какие-то резервные фонды, просчитайте выгодность досрочного погашения.

Возможно, если вы сейчас по выгодному курсу обменяете валютный депозит и из этих средств погасите один из кредитов — это будет финансово выгоднее, чем проценты по этому депозиту, особенно с учетом снижения будущей финансовой нагрузки.

Попробуйте договориться с банком об отсрочке или «каникулах». Банки исходят из возможностей своего заработка, они заинтересованы вернуть свои деньги, а не обанкротить вас.

Очень важный момент, который почему-то все игнорируют. Не запускайте свою дебиторку. Сверьтесь со всеми контрагентами, берите гарантийные письма (с ними проще взыскать долг через нотариуса), не получается договориться и составить график платежей – пишите официальные претензии.

Разработайте план выхода из кризиса (минимум на 9-10 месяцев) в режиме экономии, лучше рассмотреть худший из вариантов развития событий.

Заранее проработайте вопросы кредитования или займов, которые отдавать начнете в лучшем случае через 6-8 месяцев.

Откорректируйте свой платежный календарь с учетом резкого снижения выручки и не врите себе – все это минимум еще на полгода, а то и больше.

Разработайте и обсудите со своими клиентами взаимодействие онлайн, если это возможно.

При общении с арендодателями, банками, работниками и всеми остальными – не наглейте, ни одним вам плохо, у них тоже много своих проблем, связанных с кризисом, и все они не обязаны «входить в ваше положение». Вам вообще никто ничего не должен (ну, кроме дебиторов). 

Поэтому ведите себя разумно, постарайтесь предлагать выход из сложившейся ситуации на взаимовыгодных условиях, а все свои эмоции оставить за кадром. Особое внимание уделите перестроению всей текущей работы своей команды. 

Обязательно проводите мини-совещания в любой форме: понедельник – постановка задач, четверг – итоги и корректировки плана, сроки решения, ответственные по каждой задаче. Внимательно следите за КРI всех сотрудников. 

Именно кризис выступит лакмусовой бумагой, и сразу станет видно, кто эффективен, а кто создает видимость «бурной деятельности». Не забывайте собирать обратную связь от сотрудников по улучшению работы, по решениям поставленных задач. 

Придумайте своеобразное «хранилище идей», в любом виде, хоть Google Документ – не имеет значения. Просто собирайте в одном месте все идеи снижения расходов и повышения эффективности и прочее и регулярно их пересматривайте.

Перераспределите занятость своих сотрудников, оптимизируйте эффективность работы. Для работы на удалёнке сделайте распорядок дня с перерывом на обед и отдых, дабы не сидеть постоянно в компьютере или телефоне, введите «час без гаджетов».

Для тех, кто остался работать в офисе, позаботьтесь о наличии дезинфицирующих средств для поддержания рабочих мест в чистоте. Наконец, перестаньте винить всех и вся в своих неудачах — это ваш опыт.

Фото: Pixabay

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса