Что такое лифт? Рассказываем о популярных стереотипах

02.10.2019 20:15
Обновлено: 05.10.2019 12:14

Каждый день перед нами открываются эти двери. Заходя внутрь, никто не задумывается, сколько технических процессов происходит в данный момент сверху, по бокам и даже внизу. Если задать вопрос: «Что вы знаете о лифте?» – ответа может и не последовать.

Что же такое лифт, как с ним обращаться и почему лифтер не приходит чинить неполадки, рассказал электромеханик ОАО “ЛИФТСЕРВИС” Владимир Гунько

Что такое лифт? Рассказываем о популярных стереотипах

Январь 1981 года. Тогда еще деревья были молодыми, – с улыбкой начинает рассказ о своей профессии Владимир Анатольевич. Её ошибочно называют лифтер, но это не так. Я объясню. Лифтер – человек, находящийся перед лифтом или в самой кабине. В его обязанности входит сопровождение пассажиров. Обычно их можно встретить в общежитиях или больницах, а также в лифтах, где отсутствует связь с диспетчерским пунктом управления лифтами. Меня же, пожалуйста, называйте электромеханик.

Я слежу за состоянием лифта и, в случае необходимости, ремонтирую. На самом деле, есть определенное расписание технического обслуживания, которое еще называют график ППР (планово-предупредительных ремонтов). Они бывают ежемесячными и годовыми и отличаются составом работ, которые необходимо выполнять.

Что такое лифт? Рассказываем о популярных стереотипах

Как только Госпромнадзор проводит полное техническое освидетельствование лифта (а его имеют право делать только они), ставит штамп, присваивает лифту номер и разрешает его эксплуатацию, он переходит под наш контроль. 

Жизнь Владимира почти сорок лет связана с лифтовым делом. За все это время он починил не одну сотню механизмов, но признаётся, что больше половины из них были испорчены руками человека. 

Скажу честно, работы хватает. Однако, как ни печально признавать, в восьмидесяти процентах случаев поломок оборудования виноваты сами люди. Действительно, всё зависит от жильцов. На одной лестничной площадке цветочки стоят и лифт как будто новенький. В другом доме ему еще и года нет, а кабина уже вся исписанная, обшарпанная, кнопки сожженные. И всё это зависит от отношения жильцов к лифтам, низкой культуры некоторых граждан, несоблюдения ими элементарных правил использования лифта.

Мало кто сейчас похвастается знанием, что, скажем, при загрузке лифта с электронной станцией управления, не нужно каждый раз, бегая за новой вещью, придерживать двери руками. Достаточно нажать и удерживать около семи-десяти секунд кнопку «отмена» и подождать включения режима погрузки. И это правильно! Потому что, стоит специальному механизму защиты насчитать десять реверсов двери, как срабатывает отключение, и все у лифта сбой, а вы никуда не едете, как, впрочем, и ваши соседи. 

Раз уж задел тему кнопок, хотелось бы отметить: нажав хоть сто раз, приложив всю мощь вашего пальца, ждать ускорения приезда лифта не нужно. Он так не работает. Хотя, какие там кнопки? Это кнопочки! Снаружи они могут казаться массивными из-за защитного пластика, но внутри там все такое нежное и хрупкое, что сломать не составит большого труда. Люди всегда спешат.

Что такое лифт? Рассказываем о популярных стереотипах

Поэтому были придуманы дополнительные кнопки, со стрелочками. Если по согласию заводского алгоритма работы двери сами закроются через несколько секунд, то с их помощью – через одну. Да, люди сейчас всегда торопятся куда-то, но иногда спешка приводит к противоположному результату.

Совсем недавно освобождал таких «спешащих». В стране как раз проходили Европейские игры. Вот болельщики шумной компанией и оказались заперты в кабине остановившегося между этажами лифта. Пока мы прибыли на место (освобождение всегда осуществляется двумя механиками, в мерах предосторожности), прошло около двадцати минут. Погода в те дни была жаркая. Когда двери кабины открылись, я ахнул: как их столько туда поместилось?! Они все “забились” в эту маленькую кабину, хотя рядом были еще два больших лифта. 

Ходят много будоражащих кровь страшилок, связанных с лифтовой кабиной. Так ли это на самом деле? 

Бытует мнение об ограниченном поступлении воздуха в кабину. Ерунда! При застревании не нужно дышать через раз. В кабине лифта снизу и сверху предусмотрены вентиляционные отверстия. Сама кабина спроектирована таким образом, чтобы не мешать прохождению воздуха. Да, может стать жарко, но, уверяю вас, вы не задохнетесь. 

При движении лифта вверх, шанс застревания крайне мал. Чаще застревают, когда вниз едут, и то, из-за ряда причин: один другого толкнул, кто-то подпрыгнул, пропало электроснабжение и так далее.

Если так и случилось, прежде всего, не паникуйте! Постарайтесь успокоиться. Это в данной ситуации просто необходимо. Нажмите кнопку связи с диспетчерским пунктом и подержите пару секунд. Сообщите диспетчеру, что вы застряли и, по возможности, адрес дома. Ни в коем случае не пытайтесь покинуть кабину самостоятельно! Это чревато необратимыми последствиями.

Мы всегда рекомендуем подождать немного, чтобы вас освободили профессионалы, сделав свою работу грамотно, без вреда как вам, так и лифту. Получив ключи от машинного отделения, электромеханики отключают электроэнергию и вручную дотягивают кабину до нужной точки, чтобы под кабиной лифта не было никаких отверстий, исключив риск падения человека в шахту.

Работники бригады по обслуживанию лифтов должны прибыть на место вызова максимально оперативно. Срок прибытия не более сорока пяти минут. Если расстояние большое, на помощь пассажиру в лифте направляется звено круглосуточной лифтовой аварийной службы ОАО «ЛИФТСЕРВИС». 

Говоришь, но не все слышат. Бывает, приходишь на место вызова, а дверей нет. Классика жанра – топором пробили. Однажды был похожий случай на двадцать третье февраля. Так там проделали “ювелирную” работу: точно по контуру дверь вырезали. Кажется, болгаркой работали. Но такие случаи уже редкость. 

Существует еще один миф, приводящий любого человека в ужас. Обрыв троса! Запомните раз и навсегда, трос обрывается только в кино! В реальной жизни нам дорог каждый человек. На сегодняшний день каких только защитных механизмов не придумали!

Что такое лифт? Рассказываем о популярных стереотипах

Что такое лифт? Рассказываем о популярных стереотипах

Во-первых, кабина лифта подвешена не менее чем на трех стальных канатах, каждый из которых выдерживает более чем десятикратную перегрузку.

Во-вторых, если допустить, что какой-то хулиган все-таки обрезал канаты, ну, не знаю, чем их можно обрезать, существует четвертый, отдельный, приводящий в действие механизм ловителей. Когда скорость лифта превысит норму более чем на пятнадцать процентов, срабатывает ограничитель скорости, приводится в действие система ловителей и, как итог, кабина стопорится, что называется «садится на клинья». Пассажиров при этом может тряхнуть, но никто не пострадает. 

В-третьих, к обслуживанию лифтов необходимо подходить со всей ответственностью. Особенно это касается высотных зданий: скорость изнашивания механизма больше. Если в таком доме ломается лифт или просто случился небольшой сбой, в любом случае, проводится большой цикл ремонтных и профилактических работ, прежде чем запустить его снова.

Все эти действия строго контролируют инспекторы. Признаться, их лучше не злить. Замечания всегда были, есть и будут. Другое дело, какого они характера: что-то маленькое, вроде перегоревшей лампочки, или нарушения по техническим причинам. 

Помимо защитных устройств, совершенствуются и сами технологии создания лифтов. По сути, благодаря им наша работа упрощается, но в плане знаний она усложняется. Раньше для проверки нужен был один прибор, «прозвонка» по-нашему. Теперь же, в новых лифтах, без специальных электронных измерительных приборов и знания электроники нечего делать.

Обучаться “нашему” делу можно двумя способами. Закончить профильный лицей или колледж и пройти стажировку, либо прийти учеником в бригаду и, согласно инструкции, проучиться определенное количество времени. Какой бы способ человек не выбрал, пока он не проработает минимум три года, не потрогает “каждый болтик”, профессионалом ему не стать. В настоящее время много молодых ребят приходят на работу и с высшим образованием.

После стажировки присваивается разряд. Чтобы повысить квалификацию, электромеханики проходят специальные курсы, по окончании которых выдаётся сертификат. Обучение могут проходить люди, достигшие восемнадцати лет, без медицинских противопоказаний: хороший вестибулярный аппарат, зрение, отсутствие страха высоты и другие. Если у человека выявляются заболевания, он может устроиться работать лифтером, но и здесь есть определенные требования к состоянию здоровья. 
 

Джейлан Сильванович

Фото: © Белновости

 

Вика Черевако Автор: Вика Черевако Редактор интернет-ресурса