«Мне не хотелось всю жизнь не получать удовольствия». Как инженер с незаурядной судьбой стал заниматься любимой работой

12.03.2019 08:55
Обновлено: 13.07.2019 20:00

Все больше людей помимо основной работы стараются проявить себя в различных увлечениях. Явный пример тому – наш собеседник. Это человек с незаурядной судьбой и огромным стремлением найти себя в этом мире, с желанием доказать окружающим, а в первую очередь себе, что он чего-то стоит.

И у него неплохо получается: работая инженером-системотехником, он пробовал себя в качестве модели, телеведущего, в танцах и, в конце концов, в профессии режиссера, сняв полноценный полнометражный фильм. Но обо всем по порядку…

Герой нашей статьи – Свищенков Александр, 36 лет.

Александр, расскажите о себе!

– Я родился в Минске. Отец – белорус, мать – украинка. Учился в средней специальной школе № 64 с углубленным изучением английского и немецкого языков. В мои 12 лет отец ушел из семьи, т.к. у него появилось достаточно денег и захотелось свободы. Он считал, что я ни в чем не нуждаюсь. В плане финансов он был прав, но мне не хватало мужского общения, внимания, примера и т.д. С той поры я стал главой семьи, опорой и поддержкой для матери.

«Мне не хотелось всю жизнь не получать удовольствия». Как инженер с незаурядной судьбой стал заниматься любимой работой

Когда стали задумываться о моей будущей специальности, о профессии режиссера не думал никто. В итоге, учитывая, что у меня была склонность к технике, мы выбрали компьютерную специальность, и я поступил в радиотехнический университет на факультет телекоммуникаций, получил профессию инженера. Будучи студентом, я дважды ездил в Америку на заработки, но не захотел там оставаться, хоть и зарабатывал неплохие деньги.

Мне не хотелось всю жизнь пробыть чернорабочим, тем более, что там я чувствовал душевный сквозняк: мне не хватало семьи, друзей. Я вернулся и закончил магистратуру Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, начал свою трудовую деятельность, работал с магистральным оптическим оборудованием связи, но не получал от этого удовольствия, т.к. это было безэмоционально и скучно. Мне больше хотелось живого общения с людьми.

Параллельно я начал искать себя в творчестве: увлекся современными танцами, пробовал себя в модельном агентстве. Затем я пошел на курсы телеведущего, где увидел всю подноготную “гламурной красоты”, которая вся оказалась фальшивой и искусственной.

В 2007 году я перешел в компанию, тоже связанную с телекоммуникациями, где нашел необходимое мне общение с клиентами, в которой работаю до сих пор. Мне стало комфортно, я зарабатывал достаточно денег, что создало хорошее подспорье для развития себя в творчестве. Спустя полгода умерла моя мама, мне пришлось жить самостоятельно. Я научился готовить, хорошо выглядеть, создал свой имидж.

«Мне не хотелось всю жизнь не получать удовольствия». Как инженер с незаурядной судьбой стал заниматься любимой работой

–​ Как ты пришел в кино и почему в документальное?

– Я рос на мексиканских телесериалах и мультфильмах Диснея. В начале 90-х у моего дяди появилась видеокамера. Я с ней быстро разобрался и снимал яркие и интересные моменты в жизни, боясь, что они никогда уже не вернутся. Видео – один из лучших способов их сохранить. Впоследствии я брал камеру в школу, снимал сериал со своим другом детства, смешные видеоролики, монтировал их на видеомагнитофоне VHS.

В Америке удалось осуществить мою мечту – купить собственную видеокамеру. Я научился монтировать цифровое видео, но задавался вопросом: как из всех этих документальных съемок делать кино? В 2010 году я поступил в киношколу-студию Андрея Полупанова, спустя год – в Академию искусств на переподготовку по специальности “Режиссер видеофильма”, дополнительно обучался у польских и американских документалистов, которые приезжали в Минск с мастер-классами.

Я влюбился в польскую документалистику и целый год ходил на курсы польского языка, чтобы лучше понимать его. Под руководством польских мастеров был создан фильм под названием “Минск от рассвета до заката”, который показали на “Лiстападзе” в 2011 году.

После этого я окончательно убедился, что кино – это мое! А документальное кино можно делать самому, не имея бюджета. Благодаря основной работе я за несколько лет купил необходимую технику: камеру, объективы, микрофоны, подходящий персональный компьютер, отточил монтаж, цветокоррекцию. Параллельно я занимался социальными танцами: бразильский зук, кизомба, самба де гафиейра и практиковал свои навыки кино на них. Открыл канал на ютубе и назвал себя “Танцующей камерой”. Наконец решил применить все накопленные знания и снять свой дебютный полнометражный фильм.

«Мне не хотелось всю жизнь не получать удовольствия». Как инженер с незаурядной судьбой стал заниматься любимой работой

–​ Расскажите про Ваш полнометражный фильм?

– Я продолжил учиться документальному кино у известных белорусских документалистов  Виктора Аслюка и Ольги Дашук в Мастерской социального кино. Там и возникла идея полнометражного документального фильма “Моя Германия” об этническом немце, которого я встретил, когда учился на режиссера и участвовал в спектакле “Mensch” по его судьбе, который получил Гран-при на “Театральном Куфаре 2013”.

–​ Расскажите, пожалуйста, о чем фильм “Моя Германия”.

– Это фильм о том, как человек, несправедливо пострадавший в прошлом, застрял и никак не может с ним справиться. Герой хоть и родился в СССР после войны, но его обзывали “фашистом”. Доказав себе, что он – немец и получив немецкое гражданство, он проблему не решает, т.к. не уезжает в Германию, где его считают русским. Человек без Родины живет прошлым и ищет виноватых. Чтобы справиться с этой проблемой, он пытается впустить в жизнь любовь. Фильм о том, как любовь помогает пережить травму прошлого.

–​ Почему фильм именно про это?

– Проблема героя близка мне. Ведь режиссером просто так не становятся. Говорят, если у тебя все хорошо, то в режиссуре тебе делать нечего.

–​ Какой у фильма бюджет?

– Если не считать стоимость ранее приобретенного оборудования, то главные  затраты – это мое время. Над фильмом я работал 6 лет. Реально потраченных денег не было, поскольку это – документальное кино, где героям за съемки не платят.

Что с фильмом сейчас?

– Мой фильм показали в кинотеатрах Минска во время кинофестиваля “Лiстапад” в ноябре 2018 года. Были полные залы, все деньги пошли организаторам. А существующая действительность в документальном и авторском кино такова, что не зрители платят за просмотр фильма, а автор должен заплатить, чтобы его фильм смотрели.

Это не развлекательное кино, хотя интерес зрителя к документальному кино растет. Это факт. В настоящее время я отправляю свой фильм на различные международные конкурсы и фестивали с надеждой, что кого-то он заинтересует.

Также существует возможность продать этот фильм какому-нибудь каналу. У меня не было цели зарабатывать на этом проекте, я делал его для души, искренне желая помочь герою. Хотелось бы просто донести фильм до зрителя.

–​ Где-то можно посмотреть “Мою Германию” онлайн?

– Пока что нет, это условие участия в любом международном кинофестивале. Должна быть кинопремьера. Но есть трейлер.

Фото автора

Видео: Vimeo

Автор: Валерий Вижукайло

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса