Почему «задний двор Европы» против мирного атома Беларуси?

05.07.2018 09:33
Обновлено: 07.07.2018 12:23

Даля Грибаускайте активно выступает за поставку оружия Украине. Но не за мирный атом в Беларуси. Это же так «опасно»…На лицо пониженная социальная ответственность Литвы вкупе с отсутствием логики, ведь Литва в течение 26 лет благополучно использовала электроэнергию Игналинской АЭС, расположенной практически на границе с Беларусью. Почему же сегодня ее так беспокоит строящаяся белорусская АЭС?

Тезисы литовских чиновников (желающих к тому же построить собственную АЭС) на эту тему оригинальностью не отличаются. Мол, ядерная энергетика – абсолютное зло, потому что был Чернобыль, а затем и Фукусима. И это притом, что даже самые ярые противники ядерной энергетики, вынуждены признавать: при условии безаварийной работы атомной станции ядерная энергия – экологически самая чистая.

Однако, если с развитием ядерной энергетики литовцы готовы смириться, и даже в идеале хотели бы, заиметь оную у себя, то со строительством БелАЭС они категорически не согласны. Тут все плохо, и не может быть хорошо по определению. А почему? А потому, что станция строится не у них, а у нас, и строится она «Росатомом».  Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что если бы генподрядчиком выступала какая-нибудь японская или американская фирма, «потенциальная» опасность белорусской АЭС в глазах литовцев резко бы уменьшилась, а то и вообще исчезла бы.

Поразительная «логика». Становится интересно, как это Игналинская АЭС, работавшая на реакторах так называемого «чернобыльского» типа, не представляла никакой угрозы для жителей Литвы и для белорусов, а АЭС в Островце неизбежно должна стать источником всех бед и несчастий, прежде всего для Литвы? И почему в озере Дрисвяты, расположенном на границе Литвы и Беларуси, которое являлось естественным прудом-охладителем Игналинской АЭС, рыба в 50 раз чище, чем в Балтийском море, а от деятельности станции в белорусском Островце, общая с Литвой река Вилия – Нерис, по утверждению параноиков Вильнюса, должна обязательно обмелеть, а рыба, соответственно исчезнуть вообще???

У официального Вильнюса от страха так глаза велики, что литовские власти даже намерены закупить средства защиты от радиации, разумеется,  рассчитывая при этом на финансовые средства  Еврокомиссии.

Белновости
Фото: © Белновости

Вся эта надуманная истерия, когда только и осталось, что бросить клич на закупку свинцовых трусов, происходит на фоне того, что сама Литва давно сидит на пороховой атомной бочке. Известно, что Игналинская АЭС к моменту своего принудительного, глупого и иррационального закрытия еще не выработала свой ресурс: первый энергоблок, закрытый в 2004 году, мог вырабатывать электроэнергию до 2028 года, а второй, остановленный в 2009 году, - до 2032 года. Кроме того, строительство энергоблока, готовность которого составляла 60-70% было прекращено – позднее он был разобран и убыточно продан по частям.

Из первого реактора урановые стержни уже достали – сейчас они находятся в хранилище отработанного ядерного топлива, находящегося на границе с Беларусью. И это уже не домыслы, это факт. Однако по  поводу этого реального источника потенциальной ядерной угрозы у Литвы нет никаких сомнений и опасений…Что касается второго реактора, то в нем большая часть ядерных сборок находится в активной зоне. Они могли бы производить энергию, но вырабатывают только потенциальную опасность, которую так боятся литовцы, в том случае если она будет исходить с белорусской стороны, - и которую они не замечают, если она у них под боком. Похоже, что собственная опасность – самая безопасная в мире!

Есть здесь и социальный фактор. Программа закрытия Игналинской АЭС предусматривала социальную реабилитацию территории, для которой станция была градообразующим предприятием. В результате, эта программа «приказала долго жить». Сегодня Игналинский район и город Висагинс являются самым депрессивным районом в Литве: молодежь уезжает на заработки в Европу, найти хоть какой-то приработок для оставшихся – большая удача, но видимо не всегда получается, потому что из 34 тысяч населения осталось ровно 20 тысяч.

А что же на фоне неудач со строительством новой АЭС и на фоне закрытия старой АЭС  для Литвы становится приоритетным? Возобновляемые источники энергии. Это практикуют некоторые экономически развитые страны Европы (к коим, к сожалению, Литва не относится). Тем не менее, Литвой планируется к 2020 году подобными источниками занять 24% в энергобалансе страны, а до 2050 года достигнуть 50-ти процентного порога в этом направлении.

К слову Беларусь тоже активно использует альтернативные источники энергии – ветер, воду, солнце и отходы деревообрабатывающего производства и лесозаготовок. Но, при этом необходимо понимать, что потребности в энергии у Беларуси и Литвы разные. Если наши соседи практически уничтожили всю промышленность, которая является наиболее энергопотребляющим   сегментом экономики, то в Беларуси сохранили заводы-гиганты, предприятия «средней руки» и мелкое производство. Разительно отличается и численность населения. Оно просто несоизмеримо: 2,7 миллиона человек в Литве с тенденцией к уменьшению, против 9,5 миллиона человек в Беларуси. И все эти почти 10 миллионов не намерены зависеть от количества солнечных и ветреных дней в году. К примеру, потребление электроэнергии в Литве составляет около 10 миллиардов киловатт-часов, в Беларуси – 36 миллиардов киловатт-часов. Так что, возможно, Литву и спасут неутихающие ветра, а вот Беларусь – никак не спасут.

Атомная станция необходима Беларуси, потому что она позволяет производить более дешевую энергию по сравнению с другими видами генерации – а значит, она способствует укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Но никто не отменяет того, что помимо экономических выгод огромное, первичное  значение, имеет безопасность. Никакого «вдруг» на БелАЭС случиться не может. При ее строительстве не на Бога уповают, не на «авось» и не на «так прокатит». Проект усовершенствован и защищен от любых видов аварий (включая землетрясения) в нем присутствуют многочисленные защиты, проводится строгий контроль каждого этапа работы.

И вообще, гибель «Титаника» не остановила развитие кораблестроения, ежедневные аварии на дорогах не вынуждают отказываться от автомобилей, а авиакатастрофы не вынуждают отказываться от услуг авиаперевозчиков, после взрыва «Челленджера» не прекратилось освоение космоса, а спички все еще продолжают использовать, несмотря на случающиеся жуткие последствия пожаров. Технический прогресс не остановить. 

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса