Эксперт рассказал, что делать с агрессивным ребенком

25.08.2020 12:00

Когда говорят о детской агрессии, совершенно забывают про родителей.

А ведь именно они выбирают стиль и методы воспитания исходя из своих собственных целей, желаний, предпочтений.

Подробнее об этом рассказывает эксперт сетевого издания БелНовости психолог Воронцова Лариса.

Пока ребенок маленький, родители делают за него практически всё: принимают решения когда кормить, когда укладывать спать, какую музыку ему слушать, какими погремушками играть, что на него надеть. Они помогают, не спрашивая, желает ли ребенок этого.

Примерно с середины первого года жизни в ребенке ощущается заметный приток энергии, который побуждает его к движению. У него растет интерес, любопытство к окружающему миру.

Эксперт рассказал, что делать с агрессивным ребенком

Начинается явное ускорение развития, он очень многому учится (ползать, лазать, сохранять равновесие, ходить, прыгать, развивается тонкая моторика), и кажется, что он становится агрессивным. Однако эта врожденная агрессивность является недеструктивной.

Агрессия в поведении детей наблюдается с первых дней жизни: истерики, реакции ярости у новорожденных. Но младенец, у которого возникают подобные реакции, не намерен что-либо разрушать или вредить кому-то.

Насколько известно, в самые первые месяцы жизни ребенок не способен к сознательному осуществлению агрессивных намерений. И только позже возникает деструктивная форма агрессии с намерением причинить вред другим.

Агрессивность в форме настойчивости, упорства, упрямства может служить способом отстаивания своих прав, удовлетворения желаний. И совсем другая форма агрессии — поведение, имеющее целью нанесение вреда, с желанием запугать, обидеть, унизить другого.

Врожденных механизмов контроля агрессивного поведения не существует, и долг нормальных родителей – помочь ребёнку овладеть своими агрессивными импульсами, чтобы жизнь его не осложнялась чувством вины и стыда за своё поведение.

Необходимо анализировать ситуации, в которых проявлялась чрезмерная агрессия ребёнка, и сделать вывод, что это было: способ самоутверждения или деструктивность? Агрессия, враждебность должны стать предметом анализа. Здесь родитель может стать образцом при выборе слов.

Слова могут причинять боль, но не должны оскорблять, выходить за границы того, что один человек может говорить о другом. Причиненную словами боль легче перенести, если в них нет желания обидеть и оскорбить.

Например, когда ребенок в негодовании заявляет: «Ненавижу тебя», это причиняет боль, однако, какова бы ни была его интонация, это заявление никак нельзя считать оскорбительным. Диалог с ребёнком может происходить и в те моменты, когда на сцену выходят гнев и ярость.

Наиболее подходяще прозвучат здесь слова заботы, теплоты и строгости: «Ну, давай, дорогой, возьми себя в руки. Я знаю, ты сейчас чувствуешь себя ужасно». Такая попытка успокоить ребенка — лучшее, что может сделать родитель.

дети

Нельзя прекращать попытки успокоить ребенка, находящегося в истерике, даже если ребенок противится. Психологам известно, какое влияние может оказать проявление доброжелательности к человеку, когда он на кого-то очень сердится. Здесь могут оказаться полезными слова: «Иди сюда. Иди ко мне на ручки и успокойся. Скажи, что на самом деле случилось».

Это может не сработать сразу, но повторенные несколько раз слова, бывает, помогают. В том случае, если родитель боится потерять над собой контроль и физически наказать ребенка, необходимо сказать ребенку, что его сейчас оставят на некоторое время в одиночестве и назвать причину.

Нужно обладать огромной выдержкой, чтобы не ударить ребёнка, а твёрдо сказать ему, что он ведёт себя невыносимо, и родитель из-за этого опасается потерять над собой контроль: «Все! Я больше не могу, боюсь, что не выдержу сейчас и отлуплю тебя. Поэтому мне лучше на время уйти». Однако рассердившийся родитель не должен отсутствовать слишком долго.

Являясь ключевым фактором воспитания, любовь сама по себе не обеспечивает развития моральных качеств личности. Важнейшим способом воспитания является личный пример родителя. Вопрос состоит лишь в том, способен ли сам родитель сердиться без потери дара речи, без приступа раздражения, без грубых действий, но адекватно выражая свое неудовольствие?

Если да, то ребенок приобретает бесценный опыт, поскольку позже неизменно отождествит себя со своим родителем и будет подобным образом обходиться со своей агрессией. Дети должны быть уверены, что в трудный момент они могут рассчитывать на уважение родителями своих переживаний.

Нетрудно проверить, существует ли уважительное отношение к ребенку, если спросить себя: «Хотел бы я, чтобы со мной обращались так, как я обращаюсь со своим ребенком?» Ваш ответ покажет, уважаете ли Вы своего ребенка.

С детьми необходимо разговаривать с самого начала их жизни, отвечать на их вопросы, объяснять свои поступки, поступки других, разыгрывать ситуации, используя игрушечных зверей: «А что ты скажешь? А что он ответит? А как надо себя повести? А как не надо?»

Не существуют причины, по которым следовало бы физически наказывать ребёнка, поскольку цена наказания слишком высока: это удары, в первую очередь, по чувству собственного достоинства и эмоциональному благополучию ребенка.

Кроме того, когда в голосе родителя слышится злоба, ребенок пугается и перестает понимать смысл, поэтому нельзя путать твердую интонацию и враждебную. Деструктивно само стремление унизить ребёнка и показать, кто над ним «хозяин». Подобный стиль пробуждает у ребенка враждебность по отношению к родителю. Как правило, такое не забывается.

Фото: Pixabay

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса