Как помочь ребенку приобрести друзей: советы психолога

29.05.2023 09:35

"Чем больше друзей, тем легче писать контрольные по математике" - такой перифраз известен еще с середины ХХ века, и не потерял актуальности сегодня.

В том же ключе можно и нужно мотивировать ребенка к общению со сверстниками в детском саду и начальной школе. Общение является одним из действенных, эффективных методов успешной социализации.

Это что касается мотивации: больше друзей – больше интересных игр, занятий, игрушек, «дней рождений», подарков и сладостей, выездов на пикник и природу. Все эти элементы мотивируют, объясняет психолог Андрей Кашкаров.

Основным мотивом деятельности в детском возрасте (примерно до 8 лет) является игра, именно через нее ребенка и воспитывают. Поэтому сделан акцент на игре. Процесс воспитания, понятно, имеет много элементов, включающих в себя и похвалу, но к игре в рассматриваемой теме и возрасте ребенок наиболее сензитивен (восприимчив к новому опыту).

Что касается методик для расширения общения. Дети в принципе недурно находят общий язык и иногда занятия даже в песочнице, еще не знакомые между собой. Так же и в детском саду, где их «официально» знакомит воспитательница.

дети
Фото: Pixabay

Как знакомиться учат опосредовано и детские книжки. Хороший навык социализации и подготовку к нему ребенок получает, если родитель (и не обязательно мама, но и особенно папа) не только читает детям перед сном, но и обсуждает сказку, интересный рассказ (по возрасту) и действия героев. Верх результативности и удовольствия – когда родитель не только читает, но и сам способен «изобрести» и рассказать своему малышу сказку.

Для кого-то сие не трудно даже после напряженного «рабочего ритма», было бы желание. Особый упор в таких рассказах, пересказах и чтении «с выражением» уделяется диалогам по ролям. Они должны быть выделяемы интонацией, и даже комментариями родителя – почему и зачем герой сказал так или этак.

Хороший метод приобретения уверенности для ребенка – в общении с другими детьми и взрослыми, против так называемой «стеснительности» - навыки самовыражения.

Итак, после практики сказкотерапии можно обсудить с ребенком то, что ему нравится и не нравится, и плавно перейти к мини- театральным постановкам дома, где можно играть сказку «по ролям».

Постепенно вовлекая в постановки соседских детей или «друзей» из детского сада, или двора. По сути, все детские игры, включая «дочки-матери» и «учитель и ученик» и есть постановки по ролям, только режиссированные самими детьми.

Театральные постановки дома дают не только навыки социализации детей и в результате их дружбу, но и развивают актерские, креативные, творческие способности, то есть навыки нешаблонных решений, что весьма полезно и во взрослой жизни.

Для тех, кто пока не освоил в силу характерных признаков больших результатов в социализации в детском коллективе, нужно особенное родительское внимание.

С любовью обсудите причины и сложности общения с ребенком: как правило, затруднения могут возникать при знакомстве с ребенком противоположного пола, это типично даже в детском саду.

На мой взгляд, тут вовсе не нужна критика и скрытый сарказм в обучении типа: «да, иди познакомься, смелее, она тебя не съест», а гораздо более тонкая и со внимание к ребенку обучающая сентенция: если ты в незнакомом месте и с незнакомыми детьми тебе хочется поиграть, просто скажи «привет».

Главное с чего-то начать, а не ждать «инициативы» от других, ибо ее может не быть долго (если так повезет с коллективом). Как верно говорят в футбольном спорте «не бойся нападающего, он сам тебя боится». Доброжелательное приветствие (метод работает, кстати, во всех возрастах) весьма помогает социализации, а затем уже, после освоения азов можно обучать ребенка и применять на практике другие методы самопрезентации в незнакомом коллективе, к примеру, «привет, меня зовут Андрей, я вчера узнал то-то и то-то и могу показать».

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса