Психолог Андрей Кашкаров рассказал, как избавить ребенка от электронной зависимости

13.10.2023 20:55

Под зависимостью мы полагаем устойчивое стремление и привычку, отказ от которой влечет ухудшение качества жизни и как минимум расстройство настроения.

Разумеется, в субъективной оценке зависимого человека. Лучший или радикальный способ уберечь ребенка от зависимости от электронных устройств – гаджетов – их отсутствие.

Но что прикажете делать, когда ребенок так или иначе получает опыт использования смартфона, компьютера и в целом электронных технологий – опыт в школе, во дворе, в любом общении с другими детьми и людьми.

Эта ситуация актуальна для большинства детей и семей.

Сегодня даже монахи используют современные технологии и вовсю пользуются смартфонами, причем нередко для непосредственного обучения и служения богу; таким примером может быть чтение библейских текстов с экрана сотового телефона.

ребенок
Фото: Pixabay

Отсюда ясно, что электронные технологии вообще, а персональные компьютеры, планшетные компьютеры и смартфоны в частности – все лишь «запах времени» или инструмент, которым можно пользоваться так или иначе, а также регулировать время применения.

Ведь гвозди можно забивать и микроскопом в металлическом корпусе, только вот зачем?

Не все «сегменты» и элементы зависимости от электронных устройств равнозначны (равно опасны), следовательно, не от всех нужно и отказываться, рассказал психолог Андрей Кашкаров.

Точнее, в разное время, в разных ситуациях и в применении к конкретному ребенку с его характерными особенностями, возможностью восприятия, привычками интересами и предпочтениями – по-разному решают вопрос ограничения пользования электронными гаджетами.

Действительно, при бесконтрольном использовании пользы для ребенка и школьника не много. Дело в том, что ребенок без контроля взрослого имеет выбор контента, а имея выбор – пользуется им.

Даже если родители ставят задачу сделать задание в учебном портале (каких теперь много), ребенок школьного возраста обязательно посмотрит и другие возможности компьютера или смартфона, другой контент, подчас не соответствующий «детскому» назначению, но интересный для самого ребенка. Это нормально.

Каждый человек по свойствам мышления, закладываемым природой и сферой обитания, любопытен, и каждый желает удивляться миру сему в разных его возможностях, и желательно с позитивной стороны.

Поэтому надо ли наказывать ребенка за «любопытство», пожалуй, большой вопрос. Но родители нередко забывают, что сами были детьми, а некоторые с удовольствием ими же и «остались».

Ситуация с зависимостью от гаджетов подогревается и тем, что кругом ребенок видит примеры. Они говорят, что «все так делают», и понятно, «я тоже хочу».

Если манкировать этим обстоятельством, конечно, ребенка можно содержать в условных ежовых рукавицах и закрыть ему доступ в интернет, но это может иметь последствия психической травмы.

«Я не как все», «я или мы хуже других», - размышляет маленькая развивающаяся личность.

Поэтому первое и главное, что обязательно должен сделать родитель, - объяснить ребенку основания для такого ограничения. И самому (родитель) меньше демонстрировать свою активность в смартфоне.

Иначе возникает когнитивный диссонанс – два набора противоречивой информации: ты учишь меня не делать этого, а сам пользуешься.

Можно приводить пример других детей из неблагоприятного общения с электронными устройствами: у кого-то в руках «взорвался аккумулятор», кто-то, посмотрев «запрещенных» видосиков, стал делать дома так же (скажем, чтобы посмеяться, - бить за столом по руке соседа, который подносит ко рту стакан с соком) и был наказан. Вариантов примеров и разговоров много.

Если эти условия – разъяснение и пример – выполнены, тогда переходят к заместительной практике. То есть заинтересовывают ребенка в соответствии с его возрастом и возможностями другими занятиями.

Отлично и почти универсально подходит спорт. При этом не делают прямой аналогии с армейской дисциплиной на манер «солдат должен быть всегда занят, если солдат не занят – это не солдат», подбирают и регулируют гибкий и корректируемый режим дня – занятий (обучения новому и отдыха).

К отдыху уместно относятся выезды в путешествия, прогулки на природе, общение с животными и даже такие полезные практики ЗОЖ, как бассейн. С таким режимом занятости в принципе не до смартфона и компьютера.

С точки зрения заместительной терапии уместно дать ребенку компетенцию работать с электронными устройствами, но настраиваемыми под родительский контроль.

К примеру, популярные ныне интеллектуальные системы и «колонки» с голосовым управлением (чтобы не рекламировать модели, скажем просто «Алиса») вполне могут быть на пользу детям. На ночь такая система прочитает «сказку», и всем будет хорошо.

Кроме того, система настраивается, то есть какие-то «слова» и «запросы» по предварительной настройке родителем она игнорирует или дает ответы, соответствующие уровню развития и потребностей ребенка.

Самый логичный и относительно простой способ избавиться от зависимости – дать детям полную свободу общения с электронными гаджетами.

По крайней мере этим мотиватором можно заинтересовать ребенка, но обусловив его: в 8 лет ты можешь работать на компьютере со мной вместе, завести личный аккаунт.

В 10 лет ты получишь в подарок смартфон. В 14 лет ты можешь общаться без всяких ограничений. Конечно, в этих фразах и «цифры» и сами примеры – условны.

Опыт отцов (из прошлого века), когда сыну, чтобы перестал «злоупотреблять табаком», родители покупали пачку сигарет и заставляли курить, пока «дым из ушей не пойдет», конечно же, несовременен, анахронизм эпохи. Но смысловая педагогическая составляющая – дать запретный плод, но под контролем, вполне себе сохранила актуальность и сегодня.

Проблема нередко ведь не столько в том, чтобы ограничить пользование гаджетами ребенку. А в том, как это сделать.

При этом ситуация такова, что родителей в принципе никто не учит «родительству» и «воспитанию» детей – все это отдано на самотек и считается, что полностью является сферой заботы и ответственности родителей.

Педагогами же не все могут стать, даже если их учить профессии. Не все по ней работают, а те, кто работает – миллионы людей в мире, – не все одинаковы, есть и случайные люди, как и в любой профессии.

Представьте, сколько сегодня условно «случайных родителей». Но каждый знает свои права. Итак, проблема в том, что родителей не учат воспитательному процессу и педагогике.

А при таком раскладе на родителей влияет только опыт и советы других родителей (ибо школьных педагогов нередко, а иногда и справедливо воспринимают как ангажированных своими интересами), и опыт старших и других родственников.

То есть опыт небезупречный, так как кругом «одно и то же». Но есть свет в конце тоннеля, если не запрещать гаджеты, а объяснять ребенку на примерах их несовершенство и обязательно давать в компенсацию что-то еще интересное.

Пока это так – доверие ребенка не потеряно.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса