Строители рассказали, для кого, где и по какой цене в Беларуси строится жилье

04.08.2014 16:47
Обновлено: 24.12.2017 00:49

 

За последнее время в строительной отрасли Беларуси произошли существенные изменения, направленные на решение проблемных вопросов в этой сфере. 

Так, изменились условия долевого строительства, введена аттестация специалистов и организаций, предусмотрены дополнительные меры ответственности застройщиков. О том, какого эффекта удалось добиться благодаря нововведениям и какие еще изменения планируются, продолжит ли Минстройархитектуры практику работы с проблемными домами, как изменится стоимость жилья в стране в ближайшем будущем,  рассказал первый заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Александр Кручанов.

Проблемные дома - теперь не проблема

Вопрос с проблемными домами решен, все запланированные к вводу до 1 июля дома сданы в эксплуатацию. По состоянию на 1 августа текущего года введено 155 домов со сверхнормативными сроками общей площадью 876,3 тыс.кв.м, из них за первое полугодие - 153 дома общей площадью 866,1 тыс.кв.м. "Решить эту задачу удалось, в том, числе благодаря постоянному и достаточно жесткому контролю со стороны министерства. И эта работа продолжается до сих пор, мы ее не останавливали", - подчеркнул первый замминистра.

Белновости
Фото: © Белновости

Сегодня не введенными в эксплуатацию остаются семь проблемных домов, из них четыре в Минске, а три - в Минской области. Это те регионы, где традиционно выполняются большие объемы строительных работ, поэтому возникли трудности со сдачей этих домов. Но в настоящее время их строительство продолжается. На второе полугодие 2014 года запланирован ввод шести домов, на 2015-й - один жилой дом в столице. Перенос сроков их ввода был согласован непосредственно с главой государства. "Никаких проблем с этими домами не возникает, думаю, что все они будут введены в запланированные сроки.

В дальнейшем будет сохранена опробованная в министерстве практика контроля: каждый заместитель министра несет персональную ответственность за ввод жилья в той или иной области. "Думаю, что такая система контроля даст результат и позволит избежать затягивания сроков", - отметил собеседник.

Стоимость "квадрата"

Так сколько приходится сейчас платить за квадратные метры? По данным Минстройархитектуры, средневзвешенная стоимость 1 кв.м в квартирах типовых потребительских качеств, введенных во втором квартале 2014 года, составила в жилых домах в крупнопанельном исполнении Br6 365,3 тыс. с учетом отделочных работ и Br5 708,3 тыс. без учета отделочных работ; в жилых домах из кирпича и газосиликатных блоков - соответственно Br8 308,9 тыс. и Br7 324,7 тыс.; в жилых домах других конструктивных схем - Br7 921,7 тыс. и Br7 068,5 тыс. В домах всех конструктивных схем стоимость 1 кв.м была Br7 418,7 тыс. в квартирах с отделкой и Br6 598,8 тыс. без отделки. Причем эта стоимость была сформирована с учетом цены 1 кв.м в так называемых проблемных домах со сверхнормативными сроками строительства, которая значительно ниже стоимости 1 кв.м жилья в домах, введенных в эксплуатацию вовремя.

Для снижения стоимости жилищного строительства для граждан, имеющих право на льготный кредит, в Беларуси подписан указ №270 "О реализации программ государственного заказа на строительство жилья" (от 6 июня 2014 года). В порядке эксперимента в 2014-2016 годах для определения стоимости строительства 1 кв.м общей площади жилья и размера кредита по жилью, возводимому по госзаказу, будет использоваться прогнозный показатель номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников на месяц приемки дома в эксплуатацию, установленный с учетом определенной в проекте нормативной продолжительности строительства, с применением коэффициента 1,2.

Альтернативное жилье

Сейчас в Беларуси активно строится арендное жилье. Но те, кто получает такие квартиры, автоматически исключаются из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому многие, кто заинтересован в арендном жилье, отказываются от этой возможности, чтобы сохранить возможность улучшить свои жилищные условия, и вынуждены снимать жилье у частников, которое значительно дороже. В Минстройахитектуры считают, что это справедливо.

"Мера, предусматривающая предоставление арендного жилья взамен на снятие с очереди, безусловно, справедлива. Государство у нас не очень богатое, и обеспечить каждого желающего очередника собственным жильем не представляется возможным. Во всем мире доля арендного жилья преобладает над долей частного. Обратите внимание на то, что на очередь сегодня ставят только по показателю недостатка площади, но никак не учитываются текущие доходы граждан. Поэтому на очереди часто стоят даже те, кто имеет возможность взять коммерческий кредит на строительство жилья, однако предпочитают не напрягаться и ждут, что через несколько лет построят дешево, без различных обременений", - отметил Александр Кручанов. Именно поэтому предложена альтернатива: либо живи в арендном жилье и снимайся с очереди нуждающихся, либо ожидай своей очереди на строительство недорогого жилья. Как показывает анализ, желающих жить в арендном жилье сейчас, а не ожидать строительства своей квартиры, достаточно много, добавил он.

За первое полугодие текущего года в Беларуси введено в эксплуатацию 96,9 тыс.кв.м общей площади жилых домов арендного типа на 1754 квартиры, в том числе в Минске 388 квартир, в Минской области - 80, в Брестской - 232, в Витебской - 120, в Гомельской - на 401, в Гродненской – 372 и в Могилевской области - 161 квартира.

Отвечая на вопрос, можно ли будет в перспективе выкупить арендное жилье, Александр Кручанов отметил, что пока такой вопрос не рассматривается. Арендное жилье строится за государственные деньги и будет предоставляться только по договору найма.

Еще одной альтернативой, но на этот раз жилью в столице и областных центрах, должно стать жилищное строительство в городах-спутниках. С 10 августа этого года вступает в силу указ №214 "О развитии городов-спутников". В соответствии с этим документом городам областного или районного подчинения, поселкам городского типа, расположенным на расстоянии не более 60 км от Минска или областного центра, по решению главы государства может быть придан статус города-спутника. Сейчас к городам-спутникам Минска относятся Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, город-спутник Бреста - Жабинка, спутник Гродно - Скидель.

Что касается кредитования граждан при строительстве жилья в городах-спутниках, то льготные кредиты будут предоставляться в обязательном порядке тем, кто в соответствии с законодательством имеет право на такой кредит. "Указом №13 предусмотрено, что тем, кто предполагает строить жилье в городах-спутниках, кредиты предоставляются сроком на 20 лет. Проценты за пользование этими кредитами составят 10% ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков, но не менее 3% годовых. Например, сегодня это 3%", - пояснил Александр Кручанов.

В целом же в этом году предусмотрено построить 5 млн кв.м жилья за счет всех источников финансирования, в том числе с господдержкой - 2,5 млн кв.м. По полугодию эта программа выполнена - построено 2 млн 709 тыс.кв.м жилья. При этом на будущее рассматривается вопрос по сокращению строительства жилья с господдержкой. Определенное сокращение произойдет уже в 2015 году.

Застройщика можно будет поменять, а контрактную цену – нет

В последнее время было принято много нормативных правовых актов, которые внесли существенные изменения в законодательство, регулирующее деятельность строительного комплекса страны. Эти документы, по словам Александра Кручанова, заложили основу для улучшения управления строительной отраслью. Так, указом №26 детально прописана программа действий предприятий строительной отрасли. Первый замминистра уверен, что первые результаты этих нововведений будут ощутимы уже по итогам полугодия.

Но на этом работа не закончена. Сейчас в разработке находится около семи нормативных правовых актов. Они оптимизируют работу, в том числе в части жилищного строительства. "В указе №174 упоминалось, что облисполкомы и Мингорисполком смогут поменять при необходимости застройщика. Уже подготовлен проект постановления Совмина, определяющего порядок и критерии, в каких случаях возможна замена застройщика. При этом, чтобы не рубить с плеча, предусматривается, что если застройщик не может вовремя исполнить свои обязательства из-за форс-мажора или проблемы несущественны, то местные власти могут и не искать ему замену. Но за срыв застройщик отвечать будет", - сообщил Александр Кручанов.

Также проектом предусмотрено, что новым застройщиком должно быть управление капитального строительства района или организация, имеющая долю коммунальной формы собственности более 50%. Еще один существенный момент - новый застройщик не несет ответственности за действия предыдущего. Он определяет физические объемы незавершенного строительства, просчитывает, сколько нужно средств, чтобы его закончить, и предлагает гражданам перезаключить договоры.

Кроме того, в течение месяца планируется разработать нормативные акты, которые предусматривают распространение действия 361-го указа о неизменной контрактной цене на бюджетные объекты. "Мы предусматриваем стимулы для строителей, которые сэкономленные средства смогут направлять на развитие предприятия. Ищем компромисс между целевым использованием средств и интересами строителей", - отметил Александр Кручанов.

Что дает аттестация строителей?

С 1 апреля этого года в строительной отрасли Беларуси началась аттестация юрлиц (индивидуальных предпринимателей) и специалистов. Введение инструмента аттестации, по мнению Александра Кручанова, поможет очистить рынок строительных услуг от недобросовестных организаций. Ранее были случаи, когда фирма участвовала в тендерах на строительство зданий и сооружений, предлагая свои услуги по необоснованно низким ценам. На стадии строительства организация брала у клиента деньги и исчезала. Теперь такого быть не может. Организации с сомнительной репутацией просто не будут допущены к участию в торгах.

Следует отметить, что после ввода обязательной аттестации белорусские архитекторы массово высказались против этой нормы, но этот вопрос удалось урегулировать. Сейчас аттестация, в том числе проектных организаций, проводится, проблемных вопросов не возникает. На конец июля аттестовано уже 1858 специалистов и 320 юридических лиц.

Для разрешения споров, возникающих при аттестации, при Минстройархитектуры создана специальная комиссия.

Белновости Автор: Белновости Редакция интернет-портала