Психолог Андрей Кашкаров рассказал, как выйти из абьюзивных отношений: советы

27.10.2023 21:13

Абьюзивные отношения характеризуются не только физическим насилием, которое в цивилизованном мире все-таки можно избежать посредством сторонних, включая правоохранительные, сил, но наиболее часто насилием психологическим.

Когда более-менее четко прослеживаются роли «агрессор-абьюзер» и «жертва».

Однако само понятие абьюза многогранно: попытки и реализация насилия в разных формах– да, но сложность диагностирования или распознавания ситуации в том, что «психологическое» давление может быть кратковременным, ситуативным проявлением, затем условный агрессор под воздействием отпора или даже в силу других причин «успокаивается» и перестает «влиять», ослабляет зависимость от себя.

Также следует различать мотивы и личность абьюзера, психические качества, типичный стиль поведения – считает психолог Андрей Кашкаров.

Далее рассмотрим именно психологические особенности давления на Другого, как элемент абьюза. Принято считать, что типично роль абьюзера принимает на себя мужчина (особенно в форме силового воздействия). Но это не всегда так. Может ли быть абьюз от женщины? Да, может.

пара
Фото: Pixabay

Особенно от личности, склонной к нарциссическим проявлениям в поведении. Также абьюз можно испытать не только в межличностных отношениях, но и от родственников и сослуживцев. Главное, что характеризует агрессию – одушевленная направленность. Угрожать стенке или воздействовать на каток-асфальт-укладчик невозможно.

Отсюда ясно, что поведение абьюзера может меняться в процессе воздействия, в зависимости от поведения (рефлексии) жертвы. И это еще одна сложность четкой диагностики, впрочем, не отменяющая самого понятия агрессии одного лица к другому.

Чтобы выйти из абьюзивных отношений, для начала их нужно определить, диагностировать. То есть, чтобы не ошибиться в определении, надо понаблюдать за человеком (партнером), выявить стиль поведения и отношений с окружающими; на это потребуется время.

Но если партнер проявляет себя одинаково в похожих ситуациях, пытаясь диктовать условия (особенно в ультимативном ключе), то есть влиять на другого и таким образом, манипулировать, то с большой долей вероятности можно признать, что так действует именно абьюзер. Даже если он не трогает вас пальцем, а воздействует, скажем словами. Такова разновидность психологического абьюза.

Распознать его несложно, надо ответить себе на вопрос – комфортно ли вам от действий другого (или даже слов). По сути, постоянные придирки, желание вызвать у другого чувство вины за несуществующие проблемы, попытки нивелировать достижения и уничтожения как личных границ, так и права на свободные решения другого человека, тоже условно можно считать абьюзом.

И в этом аспекте некоторые женщины иногда преуспевают. Более того, довольно распространенная форма поведения, когда абьзер женщина воздействует на жертву женщину, а еще более сложный случай, когда они (две дамы) меняются местами. Да, и такое бывает в родственных отношениях. Говорят: «изводят друг друга» - именно тот случай.

Так или иначе абьюзер проявляет объективные признаки. Но как он это делает? Нередко сам абьюзер не вполне осознает, что «давит» на Другого, и уверен в своей правоте, и даже непогрешимости. Такие случаи нередки. В уголовном праве мотив — это часть субъективной стороны, то, как человек сам относится к содеянному. Если в отношении обычного человека можно оценить мотив, то в отношении абьюзера ситуативная вменяемость бывает под вопросом, отсюда кажется, что нет мотива, и нет, собственно абьюза. Это тонкости диагностики.

В абьюзе психологическом различают несколько циклов. Состояние покоя, когда абьюзер в условно гармоничном эмоциональном состоянии переходит под воздействием внешних (или внутренних, среди которых влияние алкоголя, болезни, и связанное с этим изменение состава крови) факторов. Все кажется хорошо, но это ненадолго и переходит в стадию «повседневности», то есть условной нормы. В этой стадии состояние абьюзера меняется на беспокойное, но еще некритичное для окружающих.

В следующей условной стадии эмоциональное напряжение растет (опять же под воздействием внутренних или внешних ситуативных изменений), затем (следующая стадия) происходит толчок – что-то выводит абьюзера «из себя» (так и говорят – да ты, мать моя, не в себе, и это не про матерей) и – за этим следует эмоциональный срыв на том, кто рядом.

Приведем практические примеры. Вы разговариваете с женщиной «чинно-благородно» (или общаетесь в чате), казалось бы, ничто не предвещает сложностей, и вдруг вам «прилетает» - «как ты меня бесишь, а помнишь (сто лет назад) ты что сделал (сделал мне больно - эмоции); или в чате – все идет хорошо, и вдруг начинается давление на манер «нет, ты не надежный, вот сделай то или это, тогда я тебе поверю».

Отсюда еще один знаковый признак – внезапность воздействия, причины которой мы прояснили выше, а Другому без соответствующего анализа они не видны. Но причины есть всегда. Следующий признак – абьюз это действие, и направлено оно на создание зависимости одного перед другим, то есть положения, выгодного абьюзеру.

Нередко в ультимативном тоне и с перекладыванием ответственности на Другого, который вроде бы и не причем (от того, что абьюзеру не выплатили социальную помощь на детей, и тем испортили настроение). Но эмоции должны иметь выход и абьюзер инстинктивно (ее буквально распирает) ищет – на ком бы сорваться. Как правило, срываются на близких, на том, кого проще «достать», кто слушает, кто – рядом.

Таковы вкратце особенности женского абьюза (условно говоря), потому, что как нет женской и мужской психологии – так и нет понятия гендерного абьюза, но есть типичные признаки и поведенческие реакции.

Итак, далее – срыв эмоций на Другом – происходит абьюз, психологическое давление, выплеск эмоций, затем самооценка Другого принижается; ему пытаются вменить чувство вины (так удобнее управлять и принуждать к своей воле). Сразу после выплеска эмоций и даже в процессе воздействия абьюзер ищет оправдания своим действиям.

То есть «не я виновата», а он, они, «оно» - кто угодно. Если попросить такого человека объяснить свое поведение, то примерно эти аргументы и услышите: мне сделали больно, плохо, ты меня не понимаешь, ты не способен, ты не умеешь, ты плохой. Казалось бы, манипуляция. Чтобы Другой почувствовал свою вину (непонятно – за что).

Но очень удобная людям со склонностями абьюзивных реакций. Затем снова наступает условный «покой» - см. выше первая стадия условного абьюзивного цикла.

Вы можете иметь хоть семи пядей во лбу и успокаивать женщину разными способами, особенно банальными «все хорошо, все спокойно, не волнуйся, я тебя люблю и т.д», и это даже срабатывает, абьюзер успокаивается (переходит в состояние покоя или рутины). Но… если так происходит по три раза дню и годами, конечно, надо задуматься – а надо ли вам это.

Одно дело, когда такого «родственничка» из жизни не выкинешь – не сошлешь на галеры близкого человека, и другое – если это партнер в браке и парных отношениях, который буквально и часто «портит кровь». Помогает еще один способ разбирать такие ситуации – не торопясь и спокойно, скажем, шествуя мирно по парку и наслаждаясь природой.

И да, получается. Но мужчина, пока женщина ему нужна все это способен делать. Но ведь и он может оказаться «не в настроении» или эмоционально истощен. И вот тогда наступает действительно локальный кризис.

На время или навсегда таким людям лучше расстаться, чтобы не провоцировать друг друга и дать абьюзеры (без намеренности) перенести всю «энергию влияния» и «эмоционального срыва» на других людей.

Условно говоря, вовремя отойти, чтобы не «забрызгало». Типично и в быту такое поведение называют стервозным, но более правильно определять его как «состояние обострения» и абьюз в психологической форме воздействия. 

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса

Андрей Кашкаров Эксперт: Андрей КашкаровЭксперт / Белновости