Газ или бензин? Простая математика для автовладельцев в белорусских реалиях

14.04.2019 09:16
Обновлено: 14.02.2023 11:56

В связи с подорожанием топлива все больше автовладельцев задумываются об установке на свои автотранспортные средства газобаллонного оборудования (далее ГБО).

До принятия решения каждый автолюбитель пытается получить ответы на ряд вопросов:

  • действительно ли это будет выгодно?
  • принесет ли установка ГБО вред автомобилю?
  • как повлияет установка ГБО на технические характеристики двигателя?
  • каковы основные плюсы и минусы ГБО на автомобиле.

Для получения ответов на эти вопросы автовладельцы общаются с людьми, которые уже используют ГБО, задают вопросы специалистам различных СТО и читают множественные форумы, посвященные этой тематике. Я тоже попытался изучить эту проблему.

Традиционно в этом вопросе все любители и профессионалы разбились на два лагеря: на тех, кто не представляет свою жизнь без ГБО и на тех, кто относится к этой теме довольно скептически.

Газ или бензин?  Простая математика для автовладельцев в белорусских реалиях

Газ или бензин?  Простая математика для автовладельцев в белорусских реалиях

Из истории

Как поясняют многочисленные источники в интернете, в нашей стране массовый перевод автотранспорта на газ был начат в 80-е годы прошлого века. Тогда СССР принял программу по энергосбережению. Везде началось массовое строительство соответствующих заправок.

Принудительно переводились на газ автобусные парки, различные автобазы и таксопарки. Вот тогда и появились первые мнения, что газ портит двигатель, которые долетают и до нашего времени.

Водители отказывались ездить на машинах с ГБО. Но если разобраться более подробно, то становится понятно, что основные претензии у водителей были не к качеству данного вида топлива и не к безопасности, а к невозможности слить газ. Ведь не секрет, что зарплата у водителей на то время была небольшая, а существенным источником дополнительного дохода была реализация казенного топлива.

Какие виды ГБО бывают?

Для простого обывателя достаточно понимать, что газ, применяемый в нашей стране для заправки автотранспорта делится на два вида – пропан и бутан.

Для использования бутана применяется более дорогостоящее оборудование, требующее более тщательного ухода, поэтому в подавляющем большинстве автолюбители ставят на свои машины оборудование для пропана. Оно, в свою очередь, делится на поколения. Причем это деление общепринятое в нашей стране, но не официальное, поэтому среди сервисов есть некое расхождение.

Про первые три рассказывать смысла нет, так как они себя уже изжили. Самое ходовое – четвертое поколение ГБО, которое, по сути, представляет собой газовый инжектор, т. е. является системой с распределенным синхронизированным впрыском газа и имеет ряд преимуществ.

Оно самое экономичное, потеря мощности двигателя с применением ГБО четвертого поколения составляет не более 2-3 %. По нормам токсичности соответствует стандарту ЕВРО-5. Так как подача топлива осуществляется непосредственно к цилиндру двигателя и в малых дозах, то обратные хлопки отсутствуют даже при неправильно настроенном оборудовании.

Существует еще пятое поколение, но оно достаточно дорогое и применяется на специализированных двигателях внутреннего сгорания (далее ДВС).

Газ или бензин?  Простая математика для автовладельцев в белорусских реалиях

Вредно ли ГБО для двигателя автомобиля?

По этому поводу у специалистов и пользователей тоже нет единого мнения. Одни утверждают, что это медленно, но уверенно приводит к повышенному износу деталей двигателя и в результате – его гибели. Другие утверждают, что езда на газу для ДВС более безопасна и полезна, что она продлевает ресурс двигателя. Я решил основываться на фактах.

Учитывая, что свой автомобиль я приобрел новым около 6 месяцев назад и он на гарантии, я позвонил в сервисный центр и спросил, как установка ГБО повлияет на гарантийные условия. На что, к моему большому удивлению, менеджер ответил, что при установке ГБО на стороннем сервисе, и при наличии всех соответствующих документов, автомобиль гарантии не лишается.

В случае поломки в результате непрофессионального монтажа ГБО, официальный дилер даст письменное соответствующее заключение, с которым впоследствии можно будет предъявлять претензии той организации, которая осуществляла монтаж.

Мне кажется, что этого факта вполне достаточно, чтобы убедиться в отсутствии вреда ГБО для автомобиля, так как это признают даже официально. Понятно, что сейчас в мой адрес полетит множество комментариев о непрофессиональном подходе к вопросу, отсутствии опыта и т. д.

Но все остальное – это домыслы, которые скорее всего появились в результате неправильной настройки системы, нарушений правил эксплуатации и т. д. Также при обзвоне предприятий, занимающихся установкой ГБО, оказалось, что в настоящее время записаться можно на дату не ранее чем за две недели вперед.

Что с экономией?

Для того, чтобы просчитать реальную экономию, необходима простая математика. За основу предлагаю взять стоимость топлива по состоянию на дату написания статьи – 13.04.2019 года. Стоимость используемого мной 95-го бензина – 1,61 рубля. Стоимость газа – 0,81.

При использовании бензина средний расход топлива в моем автомобиле составляет 7,5 литров на 100 км. Т. е. на бензин я трачу 12,08 рубля. При переходе на газ расход должен увеличиться на 10 %, значит он составит 8,25 литра, т. е. на 100 км на газ я потрачу 6,68 рубля. Экономия на 100 км составляет 5,4 рубля. В месяц я проезжаю в среднем 2 000 км, т. е. смогу экономить 108 рублей, в год, соответственно – 1 296 рублей. Но это чистыми.

Стоимость установки ГБО четвертого поколения я изучал в пределах города Минска – она составляет от 350 до 800 долларов США. Я принял решение установки польского оборудования и нашел его с работой и всеми необходимыми документами за 907,3 белорусских рубля. Т. е. стоимость приобретения и установки ГБО окупится полностью спустя 9 месяцев.

Но впереди дачный сезон, что в моем случае ускорит стоимость окупаемости в разы. Также справедливо учитывать в расходах стоимость технического обслуживания ГБО. По информации в открытых источниках – около 100 рублей. Первое платное ТО – через 2 года эксплуатации.

Также будут самые минимальные траты на бензин, т. к. прогревать машину до 40 градусов необходимо на нем. Выгода очевидна!

Газ или бензин?  Простая математика для автовладельцев в белорусских реалиях

Изучив достаточно много мнений и информации, я увидел положительные и отрицательные стороны обсуждаемого здесь вопроса:

Плюсы установки ГБО:

  • Очевидная экономическая выгода, описанная выше.
  • Увеличение пробега автомобиля без дозаправки – появляется возможность заправить не только бензобак, но и газовый баллон. Очень полезно, например, при путешествии в Европу, т. к. там топливо существенно дороже.
  • Увеличение ресурса двигателя – газ не вызывает детонацию, уменьшается нагрузка на цилиндро-поршневую группу двигателя (октановое число бензина 92-95, газа – 105-120). Газ не смывает масло со стенок цилиндра и не образует нагара.
  • Автомобиль при продаже с установленным газовым оборудованием стоит дороже, т. е. возврат вложенных средств на ГБО можно планировать и с продажи авто.
  • Экологический аспект – применение газа менее вредно для окружающей среды, не образует нагара в цилиндрах.

Минусы установки ГБО:

  • Баллон занимает место в багажнике. Но его очень часто размещают в месте расположения запасного колеса. Тогда возникает вопрос, куда положить запаску.
  • Возможен запах газа в салоне.
  • Уменьшение мощности автомобиля. Оно не существенно.
  • Прохождение дополнительного ТО ГБО.
  • Не до конца понятно, как газовый баллон поведет себя в случае ДТП.

В итоге, как видно выше, есть много плюсов и минусов. Поэтому каждый сам для себя должен выбрать – какие из факторов более важны для него.

Перепечатка данного материала запрещена.

Автор: Валерий Вижукайло

Фото: © Белновости

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Плюсы установки ГБО:
  2. Минусы установки ГБО: