Специальные зеленые регистрационные знаки для электромобилей, введенные несколько лет назад как символ преференций, скоро могут стать свидетельством смены государственного курса — от стимулирования к коммерциализации экотранспорта.
Владельцы электрокаров в Беларуси привыкли к особенному статусу: их машины не только выделяются на дороге, но и долгое время пользовались ощутимыми финансовыми преимуществами. Однако, как выяснил наш портал, «зеленая привилегия» готовится к серьезной корректировке. Государство объявило о поэтапном сокращении льгот, ключевые изменения вступят в силу с 2026 года.
«Золотой век» электромобилиста: что было раньше?
Изначальная система льгот была направлена на то, чтобы сделать покупку и использование электромобиля максимально привлекательной.
«Зеленый номер» служил пропуском в мир преференций:
- Значительная экономия при покупке: Ввоз нового электромобиля (до 5 лет) осуществлялся с нулевой таможенной пошлиной и без НДС.
- Свобода в городе: Владельцы могли бесплатно парковаться на любых платных городских парковках.
- Отсутствие транспортного налога: Электрокары были полностью освобождены от ежегодного сбора.
- Поддержка бизнеса: Компании могли списать всю стоимость электромобиля, используемого для предпринимательской деятельности.
«Это был сильный стимул, — делится мнением автовладелец Андрей, купивший электромобиль два года назад. — Зеленый номер был не просто красивой табличкой, а реальной возможностью сэкономить. Бесплатная парковка в центре Минска за год окупала расходы на зарядку».
Переломный момент: что изменится с 2026 года?
Власти решили, что период активного «заманивания» подошел к концу, и рынок электромобилей должен встать на коммерческие рельсы. С 1 января 2026 года вступают в силу поправки, которые кардинально меняют картину.
- Конец эры бесплатной стоянки. Общая бесплатная парковка на платных городских местах отменяется для всех. Сохранится лишь одна узкая льгота: парковка останется бесплатной только на время фактической зарядки автомобиля. Как будут контролировать это время, пока неясно.
- Появление транспортного налога. Самое чувствительное изменение для кошелька владельцев. Электромобили лишатся освобождения от транспортного налога. Теперь владельцы будут платить за свою экологичную машину на общих основаниях, в зависимости от ее массы. Первые налоговые уведомления придут в 2027 году за истекший 2026-й.
- Ужесточение критериев. Все сохраняющиеся льготы (например, нулевые пошлины при ввозе) будут распространяться исключительно на полностью электрические автомобили (BEV). Подзаряжаемые гибриды (PHEV) и прочие гибридные модели окончательно лишатся всех преференций.
А что останется?
Не все стимулы уйдут в прошлое. В силе останутся несколько существенных мер поддержки:
- Нулевые пошлины при ввозе нового электрокара.
- Инвестиционный вычет для бизнеса в размере 100% стоимости автомобиля.
- Упрощенный порядок установки зарядной инфраструктуры.
Экспертное мнение: льготы выполнили свою роль?
«Введение зеленых номеров и пакета льгот было правильным и своевременным шагом для запуска рынка, — комментирует экономист-аналитик Дмитрий Ковалев. — За эти годы инфраструктура подтянулась, а количество электромобилей выросло в разы.
Теперь государство, по сути, объявляет: «Стартап-этап завершен, пора выходить на самоокупаемость». Это логичный, хотя и болезненный для пользователей этап. Вопрос теперь в том, будут ли следующие шаги — например, развитие сети быстрых зарядок — такими же активными».
Таким образом, зеленый номер из символа широких льгот постепенно превращается в знак иного рода — обозначение транспортного средства с особым, но уже не столь льготным, режимом эксплуатации.
Тем, кто только планирует переход на электротранспорт, специалисты советуют просчитать будущие расходы с учетом грядущих изменений — парковки и транспортного налога.












