3 простых упражнения для развития речи и мозга ребенка

19.05.2022 10:06
Обновлено: 09.04.2023 07:17

Ранее мы обсуждали особенности становления речи у детей первого года.

А именно о не всегда очевидной связи слуха и речи. 

Сегодня поговорим о проблеме под другим углом вместе с экспертом сетевого издания "БелНовости" врачом-педиатром Еленой Корневой.

Три рекомендации по развитию речи с учетом особенностей мозга крохи

1. Почаще обращайте внимание ребенка на звуки, невидимые глазами

Например, за окном. Ты слышишь, это летит самолет? Как гудит самолет? А это машина проехала, ты слышишь? Как машина сигналит? Ой как птички громко щебечут на дереве! и т. д.

Еще раз, не подносить малыша к окну, а именно обращать его внимание на звук от невидимого объекта. Кстати, это именно тот случай, когда сосед с вечно работающей  дрелью нам в помощь, так же как и лающая соседская собака.

дети
Фото: Pixabay

Что здесь происходит? Звук, издаваемый машиной (человеком, животным), но не видимый глазами, заставляет мозг работать в усиленном режиме, чтобы соотнести соответствующий звук с возможным образом. Мозг перебирает возможные варианты, прокладывает новые связи и, как следствие, развивает осознанную речь.

Вам немного сложно понять, но для мозга малыша видеть собаку или по лаю невидимой собаки понять, что это тоже собака, это два совершенно разных процесса. Начинать можно как только кроха осознанно начинает реагировать на эту самую нашу или соседскую собаку, приведенную здесь как пример.

2. Кстати, вы уже начали задавать крохе бесконечные вопросы, вынуждая его осмысливать, соотносить вопрос и предмет и отвечать?

Это мозговая деятельность другого порядка и новые полезные связи в мозге.

Здесь тоже все просто. Когда гуляете, играете, да хоть моете посуду, без конца задавайте вопросы - “А кто это мимо нас прошел?”, “А где синий кубик?”,  “Что мама моет?” - этим вы побудите ребенка дать вам ответ и включиться в диалог. Даже если малыш показал жестом или пролепетал на своем языке - похвалите и озвучьте правильный ответ. Если ответа пока не последовало - сами дайте его (только помните, что это тот образец, который малыш будет использовать в дальнейшем), и, пожалуйста, прежде чем отвечать, все-таки посчитайте в уме до 10 - помните, малышу пока надо больше времени на поиск правильного ответа.

Да, сразу же постоянные вопросы от вас, но в плане проявления интереса к мнению ребенка очень хороши начиная с  9-10-летнего возраста. Здесь архиважно переключиться с поучительного тона на заинтересованность в делах ребенка. “А ты как думаешь, почему Сережа так поступил?”, ”Ты считаешь Настя была права в этом?”.  

Даже простые повседневные вещи от вас должны нести не констатацию факта, а вопрос. "Ты хочешь надеть сегодня синюю футболку или красную?", "На ужин будешь пасту или только салат?". Этот простой переход на новый вид общения позволит избежать претензий подросткового возраста в ключе - “Ты меня не понимаешь /  Не интересуешься моей жизнью” и т. д.

3. Мы развиваем речь с помощью определений предмета

Как только кроха начинает произносить простые осознанные слова, ваша задача начать добавлять описания или характеристики предмета/животного/человека. Например, кот (возможно, у вашего малыша - мяу) - тут же добавляете рыжий, пушистый, голодный соседский (не обязательно все сразу, но почаще и разнообразнее). Часы (тик-так) - добавляем - папины, тяжелые, черные и т. п.

Эти ваши дополнения крайне важны в этом возрасте, так как не только знакомят мозг с признаками, характеризующими предмет / животное, но и устанавливают границы (то есть чей-то, кому-то принадлежащий), что в конечном итоге не только стимулирует развитие речи, но формирует представление о нашем мире.

Как видите, все предельно просто, и стоит  всего лишь немного усложнить вашу речь - как малыш начинает получать больше информации для развития не только речи, но мозга в целом.

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Три рекомендации по развитию речи с учетом особенностей мозга крохи
  2. 1. Почаще обращайте внимание ребенка на звуки, невидимые глазами
  3. 2. Кстати, вы уже начали задавать крохе бесконечные вопросы, вынуждая его осмысливать, соотносить вопрос и предмет и отвечать?
  4. 3. Мы развиваем речь с помощью определений предмета