Мы хотим, чтобы наши дети были уверенными, смелыми, верили в свои силы.
Но иногда наши самые добрые слова поддержки дают обратный эффект, незаметно подрывая их веру в себя.
Особенно в подростковом возрасте, когда самооценка и так хрупка. Какие фразы-«убийцы» уверенности стоит вычеркнуть из лексикона?

Первая опасная фраза: «Это же легко! Ты справишься!» сказанная перед сложной для подростка задачей (новый предмет, выступление, знакомство).
Нам кажется, мы подбадриваем. Для него это звучит как: «Если у тебя не получится – ты глупый/слабый, раз не осилил «легкое»».
Вместо этого признайте сложность: «Да, это непростая задача. Какая часть кажется тебе самой трудной? Как я могу помочь?».
Вторая ловушка: «Не переживай, все будет хорошо!» когда подросток делится тревогой (ссора с другом, страх провала).
Мы хотим успокоить, но его чувства обесцениваются. Он слышит: «Твои переживания глупы, закрой рот».
Лучше: «Понимаю, это действительно тревожно/неприятно. Расскажи больше? Что самое страшное может случиться?».
Третья коварная фраза: «Почему у тебя не так, как у...?» (сравнение с братом, сестрой, одноклассником).
Даже если вы имеете в виду «Посмотри, как хорошо у него получается, поучись», подросток слышит: «Ты хуже». Сравнение – яд для самооценки.
Замените на: «Я вижу, ты стараешься. Что тебе самому нравится в твоей работе? Что хочешь улучшить?».
Что же говорить вместо этого? Фокусируйтесь на процессе, усилиях и его уникальном пути. «Я заметил(а), как ты системно подошел к подготовке – это круто!», «Мне нравится твоя идея для проекта, она очень оригинальная», «Ты не сдался, хотя было трудно – это требует силы воли».
Спрашивайте: «Как ты сам оцениваешь свой результат?», «Что ты узнал нового о себе, делая это?».
Подростку важно чувствовать, что вы видите его реальные усилия и рост, а не сравниваете с мифическим идеалом.
Ваши слова должны быть якорем реалистичной поддержки в бурном море подростковых сомнений, а не дополнительным грузом неоправданных ожиданий.
Меняя язык, вы строите мост к его настоящей, устойчивой уверенности.












