МАРТ: на какие продукты были подняты цены и как достичь ценовой стабильности

17.02.2020 13:00

На заседании коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли были одобрены новые рекомендации по соблюдению положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Беларуси до 2030 года.

Существует десять групп продуктов, исходя из которых оценивается продовольственная независимость страны, в частности, речь идет о зерне, молоке, мясе, сахаре, растительном масле, картофеле, овощах, фруктах, ягодах, яйцах и рыбе, передает МАРТ.

Согласно новой одобренной доктрине, главным критерием достижения цели является минимизация доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке.

Таким образом стоит следующая задача к 2020 году: снизить долю товаров импортного производства до 15 %, а к 2030 году до 14 %. 

При этом, как рассказали сотрудники МАРТ, в 2019 году доля импортных продовольственных товаров в продаже организациями торговли составила 22,5 %. 

магазин

На высоком уровне находится доля отдельных импортных продуктов в розничной торговле: фрукты - 91,6 %, растительное масло - 88 %, рыба - 81,4 %, гречневая крупа - 72,6 %, кондитерские изделия из сахара - 49,4 %, фруктовые и овощные соков - 37,5 %, макароны - 35,8 %, а также детское питание - 32,4 %.

Отмечается, что в первой половине 2019 года был стремительный рост розничных цен: они существенно опережали цены производителей по отдельной социально значимой продукции. 

В результате было вынесено решение провести мониторинг, чтобы понять, как действительно обстоит ситуация с ценами.

По итогам мониторинга министерство разработало ряд рекомендаций по предельным максимальным уровням торговых надбавок на данные виды продуктов, благодаря этому решению ситуация была стабилизирована.

В конце 2019 года увеличение цен на социально значимые товары немного замедлилось, а некоторые цены на определенные продукты и вовсе стали ниже.

Таким образом в конце предыдущего года была уменьшена стоимость на следующие товары: на мясо и мясопродукты — на 1,3 %, на рыбу и рыбопродукты — 3,6 %, хлеб и хлебобулочные изделия — на 4,8 %, сыр — на 3,5 %, макароны — 3,4 %.

Кроме того, цена была снижена на 6 % на овощи. 

Что касается товаров, цены на которых стремительно взлетели: молоко и молочные продукты —7,9 %, животное масло — 10,1 %, пшеничная мука — 7,8 %, крупы и бобовые —11,1 %, картофель — 10,8 %.

По мнению МАРТ очень важно поддерживать ценовую стабильность, поэтому они разработали ряд рекомендаций, которые помогут избежать резких колебаний. 

Например, субъектам, задействованным в торговли, настоятельно рекомендуется достичь в объеме розничного товарооборота в каждом квартале нынешнего 2020 года. 

При этом в конце года удельный вес отечественных продовольственных товаров должен быть на уровне не ниже 85 % — оптимистический сценарий развития,  или 80 % — не желательный результат.

Помимо прочего, МАРТ советует размещать товары белорусского производства так, чтобы покупатель мог их спокойно увидеть, потрогать.

Отечественные товары теперь должны обозначаться специальной вывеской или надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или любыми другими, аналогичными средствами. 

При этом в ходе формирования розничной стоимости субъекты, задействованные в торговли, должны в обязательном порядке брать во внимание по предельным максимальным уровням торговых надбавок на социально значимые товары на 2020 год.

Кроме того, производителям, а также поставщикам продуктов при принятии определенных решений об увеличение отпускной стоимости нужно ограничивать предел их повышения.

Таким образом по итогам 2020 года отпускная стоимость должна быть не выше прогнозного уровня базовой инфляции, на данный момент — 4 %. 

Стоит обеспечить общий и единый подход при создании отпускной стоимости на аналогичную продукцию при поставке на внутренний рынок и в страны-участницы ЕАЭС. 

Также МАРТ советует ограничить общую стоимость любых вознаграждений, например, премий, бонусов и других платежей, которые осуществляются производителем или поставщиком социально значимых продовольственных продуктов. 

Фото: © Белновости

Анастасия Мороз Автор: Анастасия Мороз Редактор интернет-ресурса