Транспорт будущего: микромобильность взлетает

04.04.2024 19:12

Велосипеды и самокаты стали частью транспортной системы крупнейших мегаполисов, а сервисы вело- и кикшеринга не охватили только Антарктиду.

Что побуждает людей пересаживаться на самокаты? Какие технологии стоят за развитием индустрии? Как изменится городской транспорт в будущем? На эти вопросы отвечает Егор Баяндин, сооснователь и глава департамента ИТ сервиса Whoosh.

Почти во всех странах остро стоит проблема последней мили — поездок на короткие расстояния. Это путь от дома до метро, от офиса до фитнес-центра, от автобусной остановки до кафе – дистанция, которую обычно мы преодолеваем пешком, на автомобиле, такси или автобусе. Средства микромобильности стали оптимальной альтернативой: благодаря сервисам вело- и кикшеринга электровелосипеды, электросамокаты превратились в современный городской транспорт, на котором удобно передвигаться на короткие расстояния. 

Приоритет крупнейших мегаполисов – развитие общественного транспорта. С автомобилей фокус смещается на микромобильность, и электросамокаты отлично вписываются в этот тренд. На электросамокатах удобно совершать короткие поездки, кроме того, они отлично дополняют систему общественного транспорта. Самокаты востребованы для начального или завершающего этапа маршрутов с использованием нескольких видов транспорта. Например, более 60% поездок на электросамокатах Whoosh совершаются в дополнение к метро. Добраться до метро на самокате удобнее, чем пешком или на автобусе: дорога занимает меньше времени и нет необходимости ждать транспорт на остановке.

Развитие велоинфраструктуры в Минске получило мощный импульс: велодорожки проходят по всем основным магистральным направлениям, а новые дороги и тротуары проектируются уже с выделенными полосами для средств персональной мобильности. Самокаты стали настолько популярны, что для них разработали и приняли новые ПДД. Таким образом, самокаты признаны частью городской  транспортной системы на государственном уровне. Для самокатов созданы специальные зоны передвижения, новые дорожные знаки и разметка. 

электросамокаты
Фото: © Белновости

Велосипеды и самокаты – удобная альтернатива автомобилям для коротких поездок. По данным McKinsey, около 60% автомобильных поездок в мире совершаются на расстояние менее 8 км. Такие дистанции удобно преодолевать на средствах шеринга: с ними можно выбрать более короткий маршрут и избежать пробок и необходимости искать свободную парковку. 

Пробки не особенно распространены в столице. Однако в Минске электросамокаты используют не только для объезда пробок. Самокаты особенно популярны в районах, где метро еще не проложено, станции расположены далеко друг от друга, или там, где интервал движения наземного транспорта слишком большой. А в центре горожанам просто удобно арендовать самокат, а не ждать общественный транспорт или думать о парковке личного автомобиля.

От Австралии до Финляндии

Тренд на микромобильность уже подхватили многие страны в разных регионах мира: в частности, Австралия, Индия, Корея, ОАЭ. В Китае электросамокаты без сидения запрещены, но проблема последней мили решается с помощью велосипедов, электровелосипедов и скутеров. Средства микромобильности популярны в Северной и Южной Америке — Канаде, Мексике и США.

В Европе есть страны, где власти сопротивляются распространению кик- и велошеринга: например, Испания или Италия — но, несмотря на это, тенденция в регионе активно развивается. Особенно популярны средства микромобильности в Финляндии, где инфраструктура позволяет использовать их даже зимой. Это исключительная ситуация, поскольку в холодное время года улицы становятся слишком скользкими для велосипедов и самокатов. Но в Финляндии, в первую очередь, в Хельсинки, дороги постоянно чистятся и обогреваются, поэтому безопасны для поездок.

Наконец, высок спрос на шеринг и в Беларуси. Это видно даже по внутренней статистике Whoosh: количество пользователей за 2023 год увеличилось более чем на 59% по сравнению с 2022 годом. Поездку на электросамокате Whoosh совершил уже каждый десятый житель Минска. 

В теории средства микромобильности могут использоваться везде, где есть люди и дороги. Но в реальности распространение сервиса часто сдерживает неразвитая инфраструктура или запреты со стороны регуляторов. Кроме того, сами средства шеринга не всегда необходимы. Так, в Индонезии у самокатов и велосипедов как у транспорта нет шансов, поскольку они проигрывают скутерам — более быстрому и удобному средству передвижения на большие расстояния, например, между отдалёнными районами или соседними поселениями. Общественный транспорт есть далеко не на всех островах, поэтому проблема «последней мили» на них просто не стоит — вся поездка преодолевается на одном средстве передвижения. Жители мегаполисов напротив активно используют электросамокаты. Электросамокаты помогают реализовать концепцию 15-минутного города – города, в котором для каждого жителя все важные инфраструктурные объекты находятся всего в радиусе 15 минут.    

Технологии контроля

Для превращения средств микромобильности в городской транспорт нужно не только содействие администрации, но и технологическая база. Чтобы можно было найти ближайшую парковку, разблокировать и заблокировать самокат или велосипед, они должны быть связаны с платформой управления. Раньше многие компании использовали для этого Bluetooth, но сейчас большинство сервисов работают с помощью IoT-модулей (Internet of Things, Интернет вещей) — в частности, так делает и Whoosh. IoT-модули могут быть разными: от простых, которые умеют транслировать позицию устройства и разблокировать самокат, до продвинутых с множеством датчиков, контролем скорости, компьютерным зрением и так далее. Главное преимущество модуля в том, что с помощью него самокат может передавать в облако  данные о поездке и самостоятельно принимать решения для большей безопасности путешествий. 

Еще одна важная мера безопасности — автоматический сброс скорости при попадании водителя в определенные зоны: парки, площади, набережные, где бывает много пешеходов. Так, например, работают самокаты Whoosh: на них невозможно разогнаться быстрее 25 км/ч, а в специальных зонах передвижения (таких как парки или оживленные улицы) скорость ограничена до 15 км/ч.  
 
Сейчас мы работаем над модулем компьютерного зрения. Технология позволит анализировать поездки для обнаружения опасного вождения, научит самокаты считывать данные вокруг и реагировать на них. Например, модуль будет распознавать, находится человек в толпе или на свободной улице, и подавать сигнал снизить скорость при необходимости. Помимо этого, компьютерное зрение сможет отследить изменение дорожного покрытия и предупреждать об этом водителя. Благодаря технологии самокат сможет советовать приоритетные маршруты для поездок. 

Whoosh строго следит за безопасностью, анализирует поведение пользователей и фиксирует инциденты. С нарушителями работают службы поддержки и безопасности. Служба поддержки предупреждает, штрафует и в конечном счёте блокирует пользователей, если остальное не помогло. Например, в Беларуси в 2023 году было заблокировано 274 аккаунта. Всего Whoosh зафиксировал 13 грубых или повторяющихся нарушений в текущем сезоне.

Впереди планеты всей

Важную роль в развитии сервисов микромобильности играют большие данные. IoT-модуль передает в систему множество информации о поездках, на основе которых можно строить тепловые карты трафика, решать, где устанавливать парковки, распознавать привычки пользователей, выстраивать маршруты. Например, система маршрутизации может избегать подземных переходов, поскольку самокат сложнее спустить и поднять по ступенькам, чем велосипед. 
 
В целом сбор и анализ данных для транспортных средств — один из столпов концепции V2X (Vehicle-to-Everything). Концепция подразумевает, что транспортное средство может обмениваться информацией с другими участниками дорожного движения и объектами дорожной инфраструктуры, чтобы принимать самостоятельные решения. 

В автомобильном транспорте до реализации этой идеи еще далеко, но в случае с самокатами и велосипедами все намного проще. С помощью Bluetooth и Wi-Fi, при наличии соответствующего протокола, самокаты могут обмениваться информацией друг с другом. Умные средства микромобильности могут образовать городской интернет вещей, превращая любой город в цифровой мегаполис. 

Минск уже на этом пути. Технологии интегрируются в систему общественного транспорта: салоны автобусов и электробусов оснащают современной начинкой. Уже сейчас датчики под землей определяют загруженность проезжей части и руководят светофорами. Микромобильность с подсказками от ИИ отлично дополняет проекты для развития системы общественного транспорта столицы. 

Автопилот для ховерборда

В плане технологий средства микромобильности уже сильно опережают автомобили. В частности, в них уже добавлены элементы автономности. Хороший пример — ограничение скорости транспортных устройств, которое тестирует Ford. На электросамокатах эта технология уже давно доказала свою эффективность. Можно сказать, что вело- и кикшеринги во многом прокладывают путь для остального транспорта. 

Казалось бы, следующий шаг в развитии автономности — создание функции автопилота, когда алгоритмы будут самостоятельно управлять транспортными средствами. Но если говорить о самокате, пока что человек должен сам им управлять, чтобы сохранять равновесие. Поэтому для реализации автопилота нужно будет решить проблему устойчивости — например, заменить два колеса на три. Такой трехколесный самокат уже есть в американском сервисе кикшеринга Spin, но его идея — не полноценный автопилот с пассажиром, а «доставка» самоката до клиента. 

В целом автономное управление на средствах микромобильности гораздо реальнее, чем на автомобилях — в первую очередь, в силу их безопасности. Если в машине автопилот неизбежно будет сталкиваться с этическими дилеммами (знаменитый пример про выбор между гибелью пешеходов и пассажиров), то самокат и велосипед не несут столь высоких рисков. У них существенно меньше вес, ниже скорость — а если посмотреть статистику, большинство ДТП происходит именно с частными средствами передвижения

Как визионеры мы можем предположить, что микромобильный транспорт, закрывающий вопрос последней мили, в будущем не потеряет своей актуальности. И даже когда возможности развития электросамокатов и электровелосипедов будут исчерпаны, им на смену придут ховерборды из «Назад в будущее», летающие моноколеса или что-то другое.

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. От Австралии до Финляндии
  2. Технологии контроля
  3. Впереди планеты всей
  4. Автопилот для ховерборда