Выбор и легализация в 2025: как белорусам не потерять деньги на электровелосипеде из-за новых правил

04.12.2025 20:44

Осень 2025-го запомнится белорусским ритейлерам не только ростом продаж электротранспорта, но и беспрецедентной волной возвратов. Причина — вступившие в силу 1 сентября поправки в ПДД, которые застали врасплох тысячи покупателей. Люди, купившие мощные электровелосипеды для дачи, работы или активного отдыха, внезапно узнали, что для управления ими нужны водительские права. В этом материале мы не только разберем юридические нюансы, но и дадим практическую инструкцию: что делать, если вы уже купили «нелегальный» транспорт, и как грамотно выбрать новый, чтобы ездить спокойно и без штрафов.

Часть 1. Правовая революция: что изменилось с 1 сентября 2025 года?

Законодательство наконец дало четкий ответ на вопрос «С какого момента электровелосипед перестает быть велосипедом?». Критерием стала номинальная мощность электродвигателя.

  • Техника до 250 Вт (и с максимальной скоростью до 25 км/ч) сохраняет статус средства персональной мобильности (СПМ). Для ее использования не нужны права, регистрация или страховка. Вы садитесь и едете.
  • Техника мощнее 250 Вт (или способная развивать скорость более 25 км/ч) приравнивается к мопедам. Это влечет за собой три обязательных требования:
    1. Водительское удостоверение категории АМ.
    2. Регистрация транспортного средства в ГАИ и получение номерного знака.
    3. Оформление полиса обязательного страхования (ОСГОП).

Именно это изменение, о котором многие узнали постфактум, и спровоцировало шквал возвратов в магазинах по всей стране.

электровелосипед

Часть 2. «Купил и не могу ездить»: почему это происходит и чем грозит

Истории покупателей, попавших впросак, удивительно похожи. Человек приходит в магазин, его привлекает модель с двигателем на 500, 750 или даже 1000 ватт — ведь это значит большую мощность, легкое преодоление подъемов и высокую скорость. На вопрос о правах продавец мог отмахнуться или просто не знать о грядущих изменениях.

«Ситуация стала массовой в начале осени, — делится наблюдениями Геннадий, директор специализированного магазина M-Velo. — Люди покупали технику для конкретных задач: кто-то — чтобы ездить на дачу по проселочной дороге, кто-то — для быстрых поездок по городу. А потом они звонили нам или приходили лично в панике: «На дороге остановил инспектор, сказал, что нужны права! Что делать?». Многие, не разобравшись, сразу несли технику обратно, теряя время и деньги».

Последствия езды без прав на мощном электротранспорте:

  • Штраф по ст. 18.19 КоАП РБ: от 5 до 20 базовых величин.
  • Задержание транспортного средства и эвакуация на штрафстоянку (расходы на эвакуацию и хранение ложатся на владельца).
  • Риски при ДТП: отсутствие прав и страховки может привести к полному возмещению ущерба виновником, даже если ДТП произошло не по его вине.

Часть 3. Спасение — категория АМ. Самая простая процедура в ГАИ

Главная хорошая новость: получение прав категории АМ намеренно максимально упрощено. Это не похоже на длительный процесс получения категории B. Все можно сделать быстро и недорого.

Пошаговая инструкция: от медсправки до пластиковой карточки

  1. Медицинская комиссия. Нужно получить справку установленного образца для водителей. Это можно сделать в любой поликлинике. Стоимость: 50-70 руб., время — 1-2 дня.
  2. Подготовка документов. Помимо медсправки, понадобятся: паспорт, 2 фотографии 3×4 см, квитанция об оплате госпошлины (80 руб.).
  3. Подача заявления. Собранный пакет документов нужно отнести в МРЭО ГАИ по месту жительства.
  4. Сдача экзамена. Ключевой момент: сдается только теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения. Не требуется обучение в автошколе, не сдается практика (вождение).
  5. Получение прав. После успешной сдачи экзамена вам выдадут водительское удостоверение категории АМ.

Итог по срокам и бюджету: Весь процесс занимает 2-3 недели (основное время — ожидание медкомиссии и записи в ГАИ). Общие финансовые затраты составят около 150 рублей. Это минимальная плата за спокойствие и легальность.

Часть 4. Расширенный гид: как выбрать электровелосипед в новых реалиях

Теперь, зная правила игры, можно переходить к выбору. Ваша задача — найти технику, которая идеально подойдет под ваши задачи и будет соответствовать закону.

Шаг 1: Определитесь с главным — правами.

Задайте себе вопрос: «Готов ли я потратить 2-3 недели на получение прав категории АМ?»

  • Если ответ «НЕТ» (хочу кататься уже завтра, не хочу связываться с ГАИ) — ваш выбор строго ограничен моделями до 250W. Это идеальный вариант для ежедневных городских поездок, прогулок по паркам и ровным дорогам.
  • Если ответ «ДА» (нужна высокая мощность для бездорожья, дальних поездок или скорости) — можете рассматривать модели свыше 250W, но будьте готовы к описанной выше процедуре легализации.

Шаг 2: Выбирайте с помощью, а не вопреки. Ищите магазины, которые упрощают выбор.

Сознательные продавцы, видя проблему, начали создавать инструменты для покупателей. Это лучший индикатор качества сервиса.

«Чтобы снять 90% вопросов и помочь людям не ошибиться, мы в M-Velo внедрили простую систему визуальной маркировки, — объясняет Геннадий. — В нашем каталоге у каждой модели теперь есть цветной индикатор»:

  • ЗЕЛЕНЫЙ ИНДИКАТОР: «Не требует прав».
  • ОРАНЖЕВЫЙ ИНДИКАТОР: «Требует прав категории АМ».

Такой подход позволяет сразу отфильтровать нужные варианты и исключает недопонимание. Вы с первого взгляда видите правовой статус техники.

Шаг 3: Оцените ключевые технические параметры (уже в отфильтрованном каталоге).

  • Тип двигателя: Мотор-колесо — проще и надежнее для города. Кареточный (центральный) двигатель — лучшее распределение веса и эффективность на подъемах, выбор для бездорожья.
  • Аккумулятор: Обращайте внимание на емкость в Вт·ч (Вольт-ампер-часах). Для уверенных поездок по городу на 40-50 км ищите модели от 400-500 Вт·ч.
  • Тормоза: Для любой модели, особенно развивающей скорость, дисковые тормоза (в идеале — гидравлические) — обязательны для безопасности.
  • Вес и эргономика: Если нужно заносить велосипед в квартиру или погружать в машину, обратите внимание на складные модели (15-20 кг).

Шаг 4: Ничто не заменит тест-драйва.

Обязательно прокатитесь на понравившейся модели. Оцените удобство посадки, плавность разгона и торможения, работу ассистента. Это окончательный и главный критерий выбора.

Заключение: Осознанная покупка — гарантия спокойствия

Сентябрьские события 2025 года — это переломный момент для белорусского рынка. Они расставили все по местам: и для законодателей, и для продавцов, и для покупателей.

Итоговый алгоритм для каждого:

  1. Примите закон как данность: >250W = права АМ. Это не страшно.
  2. Действуйте по ситуации: Уже купили мощную модель? Потратьте 3 недели на ее легализацию. Только выбираете? Решите для себя вопрос с правами.
  3. Пользуйтесь современными сервисами: Выбирайте магазины, которые, как M-Velo, работают на опережение и превращают сложный юридический параметр в понятный инструмент для выбора.
  4. Наслаждайтесь поездками: Правильно выбранный и легально оформленный электротранспорт — это свобода, мобильность и абсолютное спокойствие на дорогах Беларуси.

Технологии меняют жизнь, а закон стремится сделать это изменение безопасным. Ваша задача — просто быть в курсе и делать осознанный выбор.

Белновости Автор: Белновости Редакция интернет-портала


Содержание
  1. Часть 1. Правовая революция: что изменилось с 1 сентября 2025 года?
  2. Часть 2. «Купил и не могу ездить»: почему это происходит и чем грозит
  3. Последствия езды без прав на мощном электротранспорте:
  4. Часть 3. Спасение — категория АМ. Самая простая процедура в ГАИ
  5. Пошаговая инструкция: от медсправки до пластиковой карточки
  6. Часть 4. Расширенный гид: как выбрать электровелосипед в новых реалиях
  7. Шаг 1: Определитесь с главным — правами.
  8. Шаг 2: Выбирайте с помощью, а не вопреки. Ищите магазины, которые упрощают выбор.
  9. Шаг 3: Оцените ключевые технические параметры (уже в отфильтрованном каталоге).
  10. Шаг 4: Ничто не заменит тест-драйва.
  11. Заключение: Осознанная покупка — гарантия спокойствия