Организация франшизы

28.09.2022 20:14
Обновлено: 28.07.2023 21:28

Организация франшизы – это процесс создания экономической модели по расширению бизнеса посредством продажи права использовать бренд и технологии какой-либо компании без права передачи и перепродажи, или же компания, уже работающая по данной модели.

Проанализировать производительность расширения бизнеса, например, в розничной торговле или в сфере услуг с помощью базовой концепции эффективности можно, но все же организация франшизы сосредоточена на конкретном случае копирования бизнес-модели в многократном количественном увеличении, поэтому сама организация или её процесс имеют особенные характеристики и пути определения.

Особенности процесса организации франшизы

1. Фрактал (множество однообразных множеств): если сравнить эффективность бизнеса на уровне торговых точек путем сопоставления франчайзинговых точек и собственных точек компании, то франшиза, как организационная форма, а именно франчайзинговые сети, принадлежащие компании, может влиять на успех и прибыльность бизнеса через продажу и расширение именно своей множественностью.

Например, если говорить про сети отелей, то успех франшизы будет куда как показательнее единичного бизнеса, так как туристы будут знать, куда они едут.

2. Пределы: Правильный вопрос, который должны задать исследователи франчайзинга: какова оптимальная пропорция франчайзинговых единиц с учетом других характеристик фирмы? С этой точки зрения важно понимать, что существует оптимальный процент франчайзинговых (по сравнению с собственными) торговых точек в сети.

франшиза

Например, есть нелинейная зависимость между долей франчайзинговых торговых точек и прибыльностью франчайзинговой сети. Основываясь на выборке публичных сетей ресторанов, для франшизы оптимальная доля франчайзинговых точек оценивается в 44 % от общего числа точек компании для оптимизации рентабельности активов и 46 % для оптимизации рентабельности собственного капитала.

Типы организации франшизы

Организация франшизы – это по большей части выбор оптимальной пропорции франшизных точек и собственных, поэтому она имеет несколько видов:

франшиза

1. Франчайзинговая сеть с несколькими формами бизнеса (сочетание франчайзинговых торговых точек и собственных точек компании);

1.1 Преобладание собственных точек над франшизными в сети;

1.2 Преобладание франшизных точек над собственными;

1.3 Равное количество франшизных и собственных точек;

2. Только одно главное предприятие и остальные точки – франшизные;

3. Непрерываемое открытие как можно больше числа и собственных, и франшизных предприятий во всем мире.

Основываясь на выборке франчайзинговых сетей США в сфере розничной торговли и услуг, по статистике франшиз можно обнаружить значительное и положительное влияние доли франчайзинговых торговых точек на эффективность сети вплоть до оптимального уровня 62 %.

Организация франшизы – это, прежде всего, выбор среди плюрализма – выбор среди множественного потенциала экономических и финансовых моделей. Ведь можно рассчитать бюджет сети франшизы «пышечных», а можно смоделировать слияние и поглощение сети гастробаров.

Главный недостаток этих моделей, основанных на эконометрических методах, заключается в том, что они дают уникальный оптимальный процент точек только для конкретной сети в выборке, то есть организация франшизы, определяя оптимальную пропорцию франчайзинговых единиц, учитывая характеристики именно вашей фирмы, предполагает совершенно другое соотношение.

Действительно, эконометрические методы не позволяют определить оптимальный процент франчайзинговых точек для всех франшиз, принимая во внимание первоначальные конфигурации одной конкретной сети и стратегии, такие как ситуация на рынке или же историческая практика управления, которая повлияла на текущий процент точек сети в вашем бизнесе.

Этапы организации франшизы

Итак, при учёте всех особенностей организации франшизы мы пытаемся восполнить недостаток предыдущих исследований путем совместного анализа эффективности и определения оптимального процента торговых точек, принадлежащих компании каждой франчайзинговой сети. Мы предлагаем следующий план этапов организации франшизы:

франшиза

Внешний бенчмаркинг (сравнительный анализ лидеров и лучших результатов) может помочь франчайзерам сравнить свои результаты с результатами других франчайзинговых сетей и изучить переменные, влияющие на эффективность расширения их бизнеса. Например, изучая французскую гостиничную индустрию, можно прийти к выводу, что на территории Франции модели с множеством собственных точек более эффективны, чем преимущественно франчайзинговые сети. Определение типа организации по большей части зависит от вашей бизнес-цели. Если правильно соотнести цель и путь ее достижения, тогда всё получится!

Таким образом, форма множественного числа может быть важным фактором эффективности франшизы. Это связано с симбиотическим характером организационной формы франшизы, основанной на способности франчайзера управлять синергией между принадлежащими компании и франчайзинговыми торговыми точками.

Использование формы множественности бизнеса помогает преодолеть четыре управленческие проблемы:

  • пространственное расширение за счет добавления новых торговых точек;
  • защита бренда за счет сохранения единообразия концепции;
  • местная реакция на угрозы или возможности; 
  • эволюция концепции обслуживания и/или продукта для постоянной адаптации к изменениям.

Стратегическое понимание и контроль, обеспечиваемые множественной формой организации, очень ценны для франчайзеров, независимо от их предпочтений в отношении определенного типа владения торговой точкой. Организация франшизы может помочь извлечь выгоду из эффектов снижения затрат, повышения качества, стимулирования роста и оптимизированного контроля качества и рисков.

Недостатки организации франшизы

Однако форма множественного числа имеет и некоторые недостатки. Это может быть источником конфликтов между менеджерами торговых точек, принадлежащих компании, и франчайзи, когда франчайзер отдает предпочтение первым франчайзи, а не вторым, или источником дополнительных расходов, поскольку влечет за собой двойную систему управления.

Следовательно, проблема не в том, зачем фирме делать франшизу, или в том, что франчайзинговые сети должны выкупать свои франчайзинговые торговые точки в потоке перенаправления собственности, а это скорее вопрос понимания оптимальной пропорции франчайзинговых/корпоративных торговых точек в сети бизнеса.

Организация франшизы может быть очень выгодной для предпринимателей, которые хотят начать свой бизнес в определенной отрасли. Франчайзер предоставляет франчайзи возможность использовать его опыт и знания в области управления бизнесом, а также предоставляет ему готовую систему маркетинга и продаж. Франчайзи же получает возможность использовать уже проверенный бизнес-план, который был успешно реализован другими компаниями.

В целом, организация франшизы может быть выгодной для франчайзеров и франчайзи. Франчайзеры получают возможность продавать свои продукты и услуги по всему миру, а франчайзи получают готовый бизнес-план, который можно использовать для быстрого запуска своего бизнеса.

Белновости Автор: Белновости Редакция интернет-портала


Содержание
  1. Особенности процесса организации франшизы
  2. Типы организации франшизы
  3. Этапы организации франшизы
  4. Недостатки организации франшизы