Агроному 400 рублей, доярке – 600. Как молодежь живет в белорусской деревне

20.06.2019 19:05
Обновлено: 13.07.2019 18:55

Жизнь в деревне многие ассоциируют с пустующими бабушкиными домами, но и в деревнях люди работают, рожают детей, строят дома.

Мы нашли семьи, которые сразу остались жить в деревнях и которые переехали от городской суеты и не собираются возвращаться.

Диана и Андрей  поженились в 2011 году, в этом же году родился сын. В то время семья еще проживала в Гродно.

— Мы оба родом из деревни, но в город поступали учиться и потом здесь же работали. Я отучилась на воспитателя, но работала на предприятии "ЗОВ мебель" шлифовщиком, муж тогда был строителем. За 5 лет жизни в городе муж поменял 5 работ и мы 11 раз сменили съемное жилье. За эти годы родился второй ребенок. Были подъемы и падения.

На съемном жилье очень тяжело удержать стабильность, то цена вырастет, то во время смены работы зарплата падает, а тебе надо платить за квартиру, то родственники объявились и тебя выселяют. Так мы пришли к выводу, что надо ехать в деревню.

Агроному 400 рублей, доярке – 600. Как молодежь живет в белорусской деревне

Семья уехала в деревню в Гродненском районе в родной дом родителей жены. На тот момент старший ребенок уже готовился идти в 1 класс. Молодые люди убеждены, что в деревнях даже лучше и спокойнее жить, но люди там не задерживаются из-за маленьких зарплат.

— Сразу после переезда муж устроился в колхоз работать на МАЗ. Как раз шла уборка урожая. За месяц удалось заработать 1000 рублей. Но уборочная компания быстро закончилась, еще осенью работы хватало, а вот зимой зарплата была в районе 400 рублей, иногда 600.

Я вышла работать помощником воспитателя и получала 300 рублей. Хозяйством мы еще не обзавелись тогда и было очень тяжело прожить на такую сумму.

Агроному 400 рублей, доярке – 600. Как молодежь живет в белорусской деревне

В  деревне, куда переехала семья, есть и садик, и школа. В садике группы разновозрастные, так как детей мало. В саду все новое, никаких игрушек родители не покупают, все есть. Комнаты для игр большие, просторные. Спальня с новыми  кроватками и постельным бельем. Окна везде пластиковые, закрываются рольшторами.

В школе  также ежегодно делают ремонт. Есть большая столовая. Школа двухэтажная, но сегодня там обучается мало детей. В классе по 6-7 человек.

Из развлечений в деревне есть центр культуры, где проходят культурно-развлекательные мероприятия, а на втором этаже — библиотека. Также функционирует баня. Пару лет назад работал бар, сейчас его закрыли, но помещение можно арендовать для каких-либо торжеств либо напрокат взять посуду.

Также в деревне работают два магазина, почта, амбулатория, парикмахерская, есть большой костел, которому более 500 лет.

— У нас все для жизни есть, ни мы, ни дети не ущемлены. Вот только квартиру либо дом нам так и не дали, мужу пришлось уйти с работы, потому что заработная плата нас не устраивала. Сегодня он работает на фуре. Конечно, мы видим его дома редко, но зато и доход в семье другой.

В этом году и второй ребенок пойдет в 1 класс. В школе питание бесплатно, только если оставлять на продленку, то нужно доплачивать. В классах мало детей. Учитель каждому может уделить время. В городе по 30 человек на одного учителя, а здесь 6. Соответственно, уровень подготовки лучше.

В младших классах педагоги с опытом работы, вот только в старших проблема с учителями. Многие специалисты ушли на пенсию, и сегодня каждый год меняются преподаватели. Отработают и уезжают. Конечно, это и на уровне преподавания сказывается.

Наши герои уже три года прожили в деревне и не собираются возвращаться в большой город.

— Мы стоим на очереди и на квартиру, и на дом. Но сегодня уже не хочется вырывать детей из привычной среды и тянуть неизвестно куда, влезать в эту кредитную кабалу и платить за метры по 15-20 лет. Мы уже планируем строительство дома в деревне.

Агроному 400 рублей, доярке – 600. Как молодежь живет в белорусской деревне

Ирина отучилась на агронома и также переехала жить в деревню. Вышла замуж, родила ребенка, но в декрет отправила мужа.

— У меня родители всю жизнь проработали в колхозе специалистами, вот и меня отправили учиться в аграрный университет. Я отучилась и по распределению попала в свою родную деревню. Работаю агрономом. Получаю в среднем с различными премиями  400-500 рублей на руки.

Муж зарабатывал меньше, так как у него нет высшего образования и в колхоз его брали только простым рабочим, поэтому он занимается воспитанием ребенка и заочно учится на ветеринара. 

От  колхоза нам выделили дом. Денег нам на жизнь хватает. Дом уже был с ремонтом, ничего вкладывать не пришлось. Держим хозяйство, что очень выручает, также садим огороды. Фрукты, овощи, ягоды мы никогда не покупаем. Все едим свое, летом свежее, зимой из банок.

Ирина признается, что вначале было тяжело влиться в коллектив, выполнять хорошо работу, так как в книгах одно, а на деле другое, но сейчас молодая мама отлично справляется со своими обязанностями.

Валентина после окончания школы сразу пошла трудиться на ферму дояркой. Сегодня девушке 26 лет, родилось трое детей. Семью вполне устраивает жизнь в деревне.

— В школе я училась не очень хорошо, и поэтому никуда не поступала. Меня дояркой и со средним образованием взяли и на хорошую, новую, оборудованную ферму. Я рано вышла замуж.

Муж тоже работает на ферме, но он на телятах. Конечно, работы много, рано надо подниматься, оставлять старшего ребенка с младшими, потом бежать отводить в школу и садик и возвращаться обратно на работу. Иногда соседка может отвести детей.

Еще пару лет и будут ходить сами, если бы мы жили рядом с садом, то уже сами ходили бы, а так приходится идти по главной улице, где много машин.

Зарабатываем мы хорошо. Я получаю по 600-700 рублей. Зимой могу меньше, где-то 500. Муж получает в среднем 400 рублей. Иногда и 300 принесет. Все зависит от привеса телят. Так же учитывают смертность. Если телята погибают, то лишают всех премий.

Валентина не скрывает, что и выпить, расслабиться с мужем они любят, но утверждает, что немного. Считает, что после трудного рабочего дня это вынужденная мера.

Агроному 400 рублей, доярке – 600. Как молодежь живет в белорусской деревне

Алену распределили в деревню, и девушка решила остаться.

— Я окончила университет в 2015 году по специальности логопед. Меня распределили в деревню. Сразу дали однокомнатную квартиру с удобствами. Пришлось сделать ремонт. Помогли родители.

Изначально я планировала отработать и уехать, но потом привыкла.

Зарплата, конечно, небольшая, всего 400 рублей, но и в городе я получу столько же, а там еще квартиру сними, так ничего и не останется. 

Друзья говорят, что в городе можно брать детей на дом и от этого зарабатывать еще больше.

Конечно, индивидуальные занятия стоят по 10-12 рублей за одно, но мне еще нужно получить категорию, а заниматься подпольно я не буду. Потом штраф придется заплатить больше, чем заработаю.

Артемий работает в IT-сфере. Всю работу выполняет удаленно, не видит смысла сидеть в городе в съемном жилье, поэтому приехал жить в дом родителей.

— Я хорошо зарабатываю и могу позволить себе снимать жилье, но не вижу в этом смысла. Сиди в 4 стенах, да еще и плати за них. У меня свободный график.

С родителями жить удобно. Всегда приготовлено, убрано. Съездить на встречу с друзьями в город не вижу проблем. На машине это займет минут 30-40.

В деревне и люди проще и воздух свежее. В будущем планирую сделать пристройку к родительскому дому и жену привести сюда.

Анастасия Живушко

Фото: © Белновости

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса