Согласно ст.15 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном актами законодательства, обязаны проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решенийо проведении закупок.
В силу ст.25 Закона нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Прокуратурой Минского района на постоянной основе обеспечено проведение комплекса надзорно-аналитических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение фактов нарушений законодательства о государственных закупках.

В частности, путем осуществления мониторинга и изучения информации на электронной торговой площадке www.goszakupki.by выявляются многочисленные нарушения требований указанного законодательства в деятельности государственных организаций и учреждений района.
Например, имеют место факты, когда в документации по процедуре закупки условия применения преференциальной поправки излагаются не в соответствии с требованиями действующего законодательства, устанавливаются факты не установления к участникам процедур государственных закупок дополнительных требований в соответствии с законодательством, не указываются условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственной закупки, не устанавливаются критерии, способы оценки предложений участников, не обеспечена полнота размещаемых на площадке документов и др.
При этом причинами, способствующими нарушениям законодательства о закупках, как правило является недостаточная квалификация специалистов, осуществляющих работу в этом направлении, условиями – отсутствие должного контроля со стороны руководства организаций.
Справочно.
Нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг)влекут административную ответственность по частям 1-8 статьи 12.9 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа в размере до 50 базовых величин.
Аналогичные действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, ухудшение потребительских, функциональных технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) товаров (работ, услуг), влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин.
Так, в текущем году по требованию прокуратуры района к административной ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках привлечено 27 должностных лиц организаций района.
Кроме того, по фактам выявленных нарушений указанного законодательства прокуратурой района вынесено 29 предписаний,по требованию прокурора отменено 18 процедур закупок, проводившихся с нарушением требований законодательства, на общую сумму 1 638 897 рублей.Во исполнение актов надзора 23 лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
Вопросы эффективности использования бюджетных средств при проведении процедур государственных закупок остаются на контроле прокуратуры Минского района.
Материал подготовлен заместителем прокурора Минского района Е.Е. Ососовым специально для информационно-новостного портала "Белновости" (Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации (СМИ) № 2 от 21 декабря 2018 года).












