Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок, включая планирование государственных закупок, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора урегулированы какЗаконом Республики Беларусь от 13.07.2012 №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), так и иными подзаконными нормативными актами.
Участником процедуры госзакупки признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом положениями ч.2 ст.16 Закона к участникам, как правило (за исключением отдельных случаев), предъявляется ряд требований.
Кроме того, к участникам процедур государственных закупок независимо от предмета государственной закупки устанавливаются и дополнительные требования.

В частности, юридическое лицо не должно считаться подвергавшимся административному взысканию за административное правонарушение, предусмотренное в ст.24.59 КоАП Республики Беларусь (ч.3 пп.1.7 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 №395).
Справочно
Статья 24.59КоАП Республики Беларусь «Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица»
Передача материальных ценностей либо предоставление выгод имущественного характера от имени или в интересах юридического лица должностному лицу для него самого или его близких, которые передаются (предоставляются) исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах такого юридического лица какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, если действия лица, совершившего такие передачу или предоставление, образуют состав преступления, предусмотренного статьей 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь, установленный процессуальным решением.
Вместе с тем в ходе надзорной деятельности прокуратурой района установлено, что отдельные субъекты хозяйствования представляют в адрес заказчиков (организаторов) государственной закупки недостоверные сведения в части непривлечения к административной ответственности по ст.24.59 КоАП Республики Беларусь.
Указанное в большинстве случаев обусловлено ошибочной позицией участника в том, что после оплаты штрафа по ст.24.59 КоАП Республики Беларусь юридическое лицо не считается подвергавшимся административному взысканию.
Однако в силу ст.4.9 КоАП Республики Беларусь юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения.
По данным фактам в целях пресечения участия в процедурах закупок организаций, не соответствующих требованиям Закона, прокуратурой Минского района в текущем году в адрес организаций, проводивших закупку, вынесено 2 предписания с требованием отменить процедуру закупки.
Акты прокурорского надзора исполнены в полном объеме.
Обращается внимание, что согласно п.4 ст.25 Закона расторжение договора допускается в связи с односторонним отказом от его исполнения, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор.
Кроме того, указанное является основанием для представления заказчиком (организатором) заявления о таком юридическом лице в Министерство антимонопольного регулирования и торговли в целях его последующего включения в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.
Комментарий сетевому изданию заместителя прокурора Минского района Ососова Евгения Евгеньевича












