Порядок рассмотрения требований потребителей жилищно-коммунальных услуг: что нужно знать

25.09.2020 16:00

В прокуратуру Минского района систематически поступают обращения граждан о ненадлежащем качестве той или иной коммунальной услуги.

Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием их с недостатками определен ст.18 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее - Закон).

Так, в силу п.1 ст.18 Закона в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания ее с недостатками, когда договор на оказание жилищно-коммунальной услуги заключен между потребителем и исполнителем, потребитель уведомляет об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу путем направления претензии в письменной, электронной либо устной форме, в том числе по телефону.

Согласно п.2 ст.18 Закона работник исполнителя, исполнитель - индивидуальный предприниматель должны прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором или законодательством. Однако следует иметь ввиду, что в случае необеспечения потребителем доступа в помещения, на земельные участки в заранее согласованное время исполнитель не несет ответственности за нарушение указанного срока.

После установления факта наличия (отсутствия) и причины неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания ее с недостатками составляется претензионный акт в двух экземплярах и при наличии технической возможности с согласия потребителя незамедлительно работником исполнителя обеспечивается оказание жилищно-коммунальной услуги либо устранение ее недостатков.

Порядок рассмотрения требований потребителей жилищно-коммунальных услуг: что нужно знать

В соответствии с п.4 ст.18 Закона претензионный акт подписывается работником исполнителя, исполнителем - индивидуальным предпринимателем и потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного акта работник исполнителя, исполнитель - индивидуальный предприниматель делают об этом запись в данном акте. Один экземпляр подписанного претензионного акта передается потребителю.

В силу п.5 ст.18 Закона на основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований.

Законодательством предусмотрена возможность проведения за счет потребителя независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги, в случае отказа в удовлетворении требований потребителя. Если  потребитель не согласен с результатами независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги, он вправе оспорить их в судебном порядке.

Необходимо отметить, что в случае подтверждения исполнителем факта неоказания жилищно-коммунальной услуги либо установления такого факта в результате независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальной услуги и (или) перерасчета платы за жилищно-коммунальную услугу.

Если же нашел свое подтверждение факт оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками, то потребитель вправе требовать перерасчета платы за жилищно-коммунальную услугу, либо безвозмездного устранения недостатков оказанной жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно, либо повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно.

Пунктом 8 ст.18 Закона предусмотрено, что недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для их устранения, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон. Исключением из данного требования законодательства является случай, когда с согласия потребителя недостатки были устранены незамедлительно.

Имеют место случаи, когда исполнитель отказывает в удовлетворении требований потребителя, связанных с неоказанием жилищно-коммунальной услуги либо оказанием ее с недостатками. При возникновении такой ситуации потребитель вправе, если это технически возможно, привлечь к оказанию жилищно-коммунальной услуги третьих лиц либо выполнить работы по устранению выявленных недостатков жилищно-коммунальной услуги своими силами, проинформировав об этом исполнителя, и потребовать от исполнителя возмещения стоимости выполненных работ и дополнительных расходов.

Следует отметить, что при наличии разногласий в разрешении ситуации с некачественным оказанием жилищно-коммунальной услуги либо её неоказанием потребитель согласно пп.1.6 п.1 ст.6 Закона  имеет право на судебную защиту.

Старший помощник прокурора Минского района А. В. Кохнович

Фото: © Белновости

Игорь Зур Автор: Игорь Зур Редактор интернет-ресурса