В Минобразования рассказали об изменениях в учебных программах 9-11 классов

28.03.2020 09:07

Журналист "Белновостей" узнал в Минобразования об обновленных программах в 9-11 классах.

Также сетевому изданию "Белновости" рассказали и о том, как изменятся учебники и как их оценивают педагоги.

Что изменится в учебных программах в 9-11 классах?

- В этом учебном году образовательный учебный процесс в 1-11 классах осуществляется по новым учебным программам. Все они прошли процедуру общественного обсуждения, в котором приняли участие специалисты ведущих учреждений высшего образования, институтов развития образования, педагоги-практики страны.

Особое внимание было уделено замечаниям и предложениям учителей, которые преподают данные предметы.

школа

При составлении материала учитываются возрастные познавательные возможности учеников. Теперь сокращен список понятий, обязательных для усвоения, указываются и темы, которые изучаются на уровне ознакомления.

Например, в 10 классе по белорусскому языку нет тем, которые связаны с обобщением и систематизацией лингвистического материала. Изучение русской литературы в этом же классе теперь начнется  с изучения творчества Гоголя и его поэмы “Мертвые души”. А вот творчество Горького и Бунина будет изучаться в 11 классе, а не в 10, как это было ранее.

По учебному предмету “Математика” в 9-11 классах более подробно изложено содержание каждой темы. При этом объем содержания не увеличен.
По учебному предмету «География» в 10 классе будет изучаться «Социально-экономическая география мира», а изучение географии Беларуси перенесено в 11 класс.
Изменения в структурировании учебного материала произошли также по биологии, химии.

Появятся ли новые темы?

- Да, определенные изменения в учебные программы внесены.

В учебную программу по учебному предмету «Русский язык» для 10 класса в связи с необходимостью реализации в полной мере компетентностного и практико-ориентированного подходов, а также с учетом пожеланий учителей и учащихся включено изучение доклада как жанра речи.

На повышенном уровне включены более детализированные знания о языковых объектах, привлечен более сложный языковой материал; отведены часы на изучение тем, связанных с текстообразующими функциями и изобразительно-выразительными возможностями фонетики, словообразования, морфологии и т. д., на овладение приемами эффективного речевого общения, совершенствование риторических умений и навыков.

В учебные программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для 5-11 классов внесены изменения в целях усиления дифференцированного подхода к физическому развитию учащихся с учетом состояния их здоровья, а также изменения, касающиеся лыжной подготовки учащихся.

В 9 классе по математике изучается тема «Рациональные выражения», которая перенесена из 7 класса, потому что была сложной для изучения семиклассниками и материал этой темы необходим для изучения темы «Рациональные уравнения и неравенства», которая изучается в 9 классе.

В 9 классе по биологии введена новая тема «Человек в окружающей среде», изучение которой позволит учащимся использовать знания для предотвращения или уменьшения неблагоприятных воздействий факторов среды на организм человека и его здоровье.

В 11 классе по биологии введена новая тема «Иммунная система и ее роль в поддержании постоянства внутренней среды организма», изучение которой позволит учащимся использовать приобретенные знания и умения для соблюдении мер по профилактике инфекционных заболеваний, противоопухолевой защиты, аллергии, недопустимости употребления анаболических стероидов и др.

Изменятся ли школьные учебники?

- Новые учебные пособия существенно отличаются от тех, которые использовались ранее. К учебникам нового поколения предъявляется одно из главных требований – учебный материал должен быть изложен доступно. Также должны быть практико-ориентированные задания. Наличие материалов с белорусским контекстом также является важным моментом. 

Отличительными особенностями новых учебников являются более совершенный дизайн, наличие ссылок на электронные образовательные ресурсы. Современные учебники и учебные пособия имеют элементы дополненной реальности, с помощью которых можно получить дополнительную информацию, размещенную на национальном образовательном портале.

Как оценивают обновленные учебные программы и учебники?

- В разделах на Национальном образовательном портале можно предложить свои идеи по совершенствованию программ и учебников.

Проводится опытная проверка новых учебников, а для изучения мнений о их качестве – анкетирование учителей, учащихся и их законных представителей.

Анализ результатов опытной проверки и анкетирования показал, что педагоги достаточно высоко оценивают степень соответствия новых учебных пособий требованиям, предъявляемым к учебникам, а именно: доступность изложения учебного материала, использование различных форм предъявления информации (диаграммы, графики, таблицы и т. п.), наличие практико-ориентированных заданий, заданий, для выполнения которых необходимы дополнительные источники информации, современный дизайн.

Участники анкетирования отмечают, что подобранные упражнения и задания соответствуют возрастным особенностям учащихся, включены современные познавательные тексты. Большинство респондентов считают, что новые учебные пособия содержат легкий для восприятия учащимися материал, который занимателен, прост, доступен и понятен.

Вызывают интерес дополнительные задания и материалы, доступ к которым можно получить через QR-коды. В качестве достоинств отмечены дизайн, яркие обложки, интересные условные обозначения, легкий вес.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что новые учебные пособия достаточно высоко оценены. Предложения, полученные в ходе анкетирования, детально проанализированы и по возможности будут учтены при переиздании учебных пособий. Работа по усовершенствованию учебных изданий будет продолжена и в дальнейшем.

Фото: © Белновости

Виктория Войтешонок Автор: Виктория Войтешонок Редактор интернет-ресурса