Высшее образование в регионах Беларуси: магистрант сравнил обучение на родине и в России

14.08.2019 19:40

Современная система образования разнообразна и нацелена на предоставление необходимых знаний многим категориям населения.

Помимо учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования, образовательные услуги предоставляются также частными профильными учебными центрами.

Существует множество тренинговых центров, семинаров и профильных курсов. Вузы, помимо стандартного высшего образования с выдачей диплома специалиста, также открывают на своей базе курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, магистратуру, аспирантуру, международные образовательные программы, языковые школы и т. д. Обучаться можно очно, заочно, в вечернее время или выходные дни, онлайн в Интернете.

Система высшего образования в Беларуси постоянно реформируется. Ежегодно появляются новые специальности, изменяются учебные программы, списки изучаемых дисциплин и т. д.

В Беларуси функционирует 52 вуза, большинство из которых расположено в Минске. Есть ли различия в качестве образовательных услуг столицы и регионов? Региональные вузы стремятся выдерживать конкуренцию столичных. С каждым годом они предлагают дополнительные программы, услуги.

Высшее образование в регионах Беларуси: магистрант сравнил обучение на родине и в России

Два года назад в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины открылась совместная белорусско-российская магистратура, предоставляющая своим выпускникам возможность обучения в двух вузах одновременно. Насколько данная образовательная услуга перспективна и полезна? Какие преимущества может предоставить указанная программа своему выпускнику?

Об особенностях обучения в совместной магистратуре редакции портала «Белновости» рассказал ее выпускник Егор Гармилин.

Егор окончил физический факультет Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, затем совместную магистратуру Гомельского университета по специальности «Физика» и Московского института электронной техники по направлению «Материаловедение и технологии материалов».

Высшее образование в регионах Беларуси: магистрант сравнил обучение на родине и в России

Почему вы решили пройти обучение в магистратуре? Как получилось, что вы поступили в совместную магистратуру?

По окончании университета у меня был диплом с отличием, поэтому университет предложил поступать в магистратуру. В то время как раз начала работу белорусско-российская магистратура на базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины и Московского института электронной техники. Моя специальность была в ее программе. Так я и еще два человека стали первыми студентами. Вступительные экзамены сдавали как в Гомеле, так и в Москве.

Каким образом было организовано обучение в совместной магистратуре? Это была совместная программа или вы учились параллельно в двух вузах?

По сути – и то и другое. Обучение в совместной магистратуре на дневном отделении длится два года: первый – в Гомеле, второй – в Москве. В Беларуси обучение в магистратуре у нас практически ничем не отличалось от того, как все происходит на пятом курсе: лекции, семинары, экзамены, написание диссертации.

В программе обучения есть предметы, по которым сдаются кандидатские экзамены и зачеты: философия, иностранный язык, компьютерные информационные технологии, психология и педагогика и предметы по направлению исследования. Плюс за год обучения мы написали и защитили диссертацию.

Второй год обучения проходил в Москве. В Московском вузе нам зачли дисциплины, которые были сданы в Гомеле, и после мы изучали и досдавали недостающие по специальности предметы: введение в нанотехнологию, электрохимические методы в нанотехнологии и другие. Проводили исследования, ставили опыты в лаборатории, писали и в конце года защищали диссертацию. Так что получилось, мы написали две диссертации и получили два диплома об окончании магистратуры – белорусский и российский.

В московском вузе тема моей магистерской диссертации была схожей с белорусской: «Фотоэлектрохимические свойства наноструктурированного оксида титана сформированного методом золь-гель».

Какие условия проживания вам предоставила российская сторона?

Нам выделили комнату в общежитии – жили втроем. Ремонт там хороший, в наших общагах, думаю, такого нет, либо комнату такую только для нас подобрали – точно не знаю. Поскольку я учился на бюджетной форме, у нас была стипендия, ее выплачивали сначала в Беларуси, а потом в Москве. В Москве она примерно такая же, как и у нас по размеру.

Есть ли какие-либо различия в качестве образования, материально-технического оснащения вуза в Беларуси и России?

Ну, насчет методик сказать сложно: лекции везде читают примерно на одинаковом уровне. Но оборудование для исследований в Московском институте конечно лучше и не простаивает. Там у них очередь расписана: когда, кто и что занимает и исследует. В Беларуси такой практики нет.

Высшее образование в регионах Беларуси: магистрант сравнил обучение на родине и в России

Считаете ли программу белорусско-российской магистратуры перспективной?

Считаю, что знания стоит расширять, если есть возможность. У меня получилось пройти обучение в московском вузе, провести исследования на хорошем оборудовании. Это отличный научный опыт. Особенно перспективной данная программа является для тех, кто продолжает научную деятельность, остается в университете.

Участие в международных образовательных проектах расширяет горизонты, позволяет обмениваться опытом. Мы были первыми выпускниками, понятно, что программа еще только обкатывалась, и в ней были определенные недоработки, но в перспективе это может стать отличным подспорьем для молодых ученых.

Оказалось ли окончание совместной магистратуры полезным лично для вас?

На данный момент я работаю по распределению белорусской магистратуры в ОАО «Интеграл» инженером-технологом.

Чисто теоретически думаю диплом Московского вуза это неплохой бонус, но, на мой взгляд, достаточно формальный – все зависит от того, на что смотрят работодатели и какие критерии выставляют. Для меня, как для специалиста – это отличный опыт.

Высшее образование в Беларуси предоставляется как на бюджетной, так и на платной основе.

Доля платных мест в общем количестве ежегодно растет, что делает вузы своего рода конкурентами в привлечении абитуриентов, приносящих доход.

В условиях конкуренции, вузы стараются повышать качество предоставляемых услуг и их разнообразие. Региональным вузам приходится конкурировать не только между собой, но и со столичными вузами, что является дополнительным стимулом в развитии.

Анна Чигина

Фото: из открытых источников

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса