Язычество вместо памяти

25.07.2018 17:12
Обновлено: 13.07.2019 21:58

В угоду своим политическим интересам белорусская оппозиция старается поднять рейтинг за счет скандала вокруг Куропат.

В языческой традиции всегда существовал культ поклонения различным божествам, духам и мертвым. Для этих сакральных целей существовали так называемые капища, которые зачастую огораживались различными идолами, охранительными элементами, скелетами или костями людей и животных. И все потому, что земля, где располагались жертвенники и другие символы поганства, считалась священной и неприкасаемой, куда не могла ступить нога ни одного человека.

И хотя язычество уже осталось в далеком прошлом, но его отголоски слышны и поныне. Например, своеобразные элементы язычества использует в своей практике часть белорусской оппозиции.

А выражается это в отношении национал-патриотов к урочищу Куропаты. Даже не столько в отношении захороненных там останков людей, сколько непосредственно к самой территории лесного массива и прилегающей к нему территории. Причем проявляется все это в весьма неадекватной реакции – начиная от вкапывания по всему лесу крестов и заканчивая постановочными акциями и шествиями.

Язычество вместо памяти

Белновости
Фото: © Белновости

Недавно ситуация вокруг оппозиционного капища еще более обострилась. Вблизи сакральной территории в рамках расширения города появилась обыкновенная точка общественного питания – ресторан «Поедем поедим». И именно это заведение и вызвало откровенно нездоровую реакцию национал-патриотов. Их активисты стали «терроризировать» персонал и посетителей заведения, требовать, чтобы ресторан убрался с сакральной территории. Причем порой все происходит на грани реального сумасшествия. Например, не так давно одна эмоционально возбужденная женщина, не желая пропускать в ресторан приехавшего пообедать мужчину, укусила его за руку.

Язычество вместо памяти

Если обратиться к истории, то информация о расстрелах в Куропатах впервые появилась 3 июня 1988 года в газете «Літаратура і мастацтва». В опубликованной статье рассказывалось о том, что под Минском с 1937 по 1940 годы приводились в исполнение расстрельные приговоры советских судов.

После статьи в «ЛіМе» официальные власти начали расследование. Среди прочих в правительственную комиссию вошли такие известные деятели, как писатель Василь Быков и художник Михаил Савицкий. В результате на территории Куропат было обнаружено свыше 500 захоронений, в том числе и массовые. По оценкам следствия, всего в урочище было похоронены около 30 тысяч человек. Казалось бы, в деле поставлена точка. Однако тут вмешался известный белорусский оппозиционер Зенон Позняк. Сделал он это то ли для поднятия своего рейтинга, то ли с целью досадить властям. Но национал-патриот во всеуслышание заявил, что, согласно его личным оценкам, в лесном массиве захоронено свыше 250 тысяч человек! Откуда взялась эта цифра, политик не пояснил и не предоставил никаких подтверждающих документов. Но за нее тот час же ухватились другие националистические партии и движения.

А ведь 250 тысяч – это очень большая цифра. Достаточно сказать, что когда в 1941 году украинские националисты совместно с гитлеровцами уничтожили в Бабьем Яру более 100 тысяч киевлян, значительную часть которых составляли евреи, то об этой трагедии спустя некоторое время знал уже весь мир. А здесь только спустя четыре десятилетия выясняется, что на окраине белорусской столицы было расстреляно четверть миллиона человек. По идее ликвидационные команды должны были работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю в течение 4 лет. Да и суды должны пачками выносить смертельные приговоры. А ведь надо было еще где-то держать арестованных за преступления, кормить. Учитывая, что большинство репрессированных – это партийные деятели и сотрудники того же НКВД, так надо было обеспечивать еще и кадровые ротации в организациях. В общем, получается полный и откровенный абсурд.

Любопытно, что оппозиционеры, свято верующие в цифру Позняка, почему-то категорически отказываются от предложения властей провести раскопки в Куропатах. Настаивают, что все это может потревожить захоронения и навредить мертвым. Впрочем, больше всего национал-патриоты все-таки боятся реальных цифр, которые могут показать обществу, что они откровенно лгут в своих утверждениях. А это значит потерю доверия со стороны простых белорусов. Именно поэтому белорусская оппозиция так старательно раскручивает вокруг Куропат миф «о борьбе за независимость Беларуси против коммунистической идеологии». Хотя сейчас доподлинно известно, что в БССР не было серьезных антисоветских выступлений.

Ну а пока Куропаты остаются одним из немногих капищ белорусской оппозиции.

Фото: Facebook Вольга Нікалайчык

Тимур Хомичев Автор: Тимур Хомичев Редактор интернет-ресурса