Быковский: "Белорусы хотят жить в собственной квартире, а не в коммуналке с Россией"

11.12.2019 17:27
Обновлено: 03.03.2023 06:48

Накануне нового раунда переговоров по углублению белорусско-российской интеграции, намеченного на 20 декабря, политический обозреватель Павлюк Быковский дал эксклюзивное интервью для «БелНовости».

В нем Быковский размышляет, что стоит на кону, и в чем выгода для Беларуси.

Расскажите о ситуации на сегодня с интеграцией Беларуси и России?

– Из-за дефицита информации о ходе переговоров правительств двух стран, а также публичных заявлений премьер-министра РФ Дмитрия Медведева об увязке углубления интеграции в рамках Союзного государства с выполнением ранее взятых на себя российским руководством обязательств по открытости своего рынка для белорусских производителей, равным ценам на энергоносители, выплате компенсаций по «отравленной нефти», по кредитованию и реструктуризации задолженности у наблюдателей складывалось впечатление, что Беларусь принуждают к большим уступкам в этом процессе.

Президенту Беларуси Александру Лукашенко перед состоявшимся 7 декабря сочинским саммитом даже пришлось выступать несколько раз с публичным заявлением, что «мы никогда не собирались и не собираемся входить в состав любого государства, даже братской России».
На ожидания и опасения также повлияла нумерология: 8 декабря исполнялось 20 лет создания белорусско-российского Союзного государства. Кроме того, накануне белорусский посол в России Владимир Семашко неосторожно сказал:

«Обозначенные в нем [Договоре о создании Союзного государства] цели – унификация таможенного и налогового законодательств, создание единых рынков нефти, газа, электроэнергии, создание единого парламента и наднационального правительства с определенными полномочиями. Такая задача сейчас решается, готовится программа».

быковский

Могло складываться впечатление, что наши страны вернулись в 1999 год и пытаются решить вопрос с реальным наполнением политической части положений Договора о создании Союзного государства (единый парламент, правительство, валюта и т. д.), в то время уже и 10, и 20 лет назад на практике выяснилось, что если мы говорим о равноправных отношениях Беларуси и России, то даже сторонникам интеграции не получается придумать взаимоприемлемую формулу. 

Мы видим, что сегодня не урегулированы многие вопросы, которые предусмотрены соглашением о создании Союзного государства Беларуси и России от 1999 года. И они не могут быть урегулированы, так как касаются принципа сохранения суверенитета стран или создания реальных наднациональных организаций.

В российских СМИ пишут, что якобы белорусская сторона отказывается строить наднациональные организации, в интеграционных вопросах мяч на ее стороне. Но российская сторона и сама не готова дать порулить белорусскому руководству своей территорией. Мне некоторое время назад доводилось с группой белорусских журналистов встречаться с Сергеем Приходько, сотрудником российской Администрации президента, который многие годы отвечал за белорусско-российские отношения.

быковский

Приходько прямым текстом говорил об интересах «Газпрома», а не о том, готова ли российская сторона стоить наднациональные органы, ущемлять собственный интерес. Более того, со времени прихода Владимира Путина к власти Россия ушла от эксклюзивных двухсторонних белорусско-российских интеграционных проектов в пользу многосторонних, в рамках которых был создан сначала Таможенный союз, а потом и Евразийский экономический союз. Участники проекта со скрипом уступили часть суверенитета в плане определения размеров таможенных пошлин.

Напомню, белорусам для защиты интересов российского автопрома в частности пришлось больше платить за покупку западных автомобилей, а вот Россия изъяла из действия этого договора нефть и газ – главные плюсы для участия Беларуси в данном проекте. И вот опять российская сторона вспомнила о Союзном договоре.

Мы и в 1999, и в 2019 годах одинаково обсуждаем, кто будет собирать налоги и по какому принципу. Мы обсуждаем, кто будет печатать деньги. Но в этом случае нужно помнить, что это вопросы национального суверенитета и они изложены в Конституции. Без изменения Основного закона в Беларуси и в России углубленная интеграция на равноправной основе в принципе невозможна.

Если же говорить о присоединении Беларуси как одного из субъектов России или, как когда-то говорил Путин – шестью областями, то это прямо противоречит белорусской Конституции, по сути не должно быть реализуемо, так как подпадает под уголовную ответственность за измену Родине. 

Если же рассуждать абстрактно, то создание конфедеративного или федеративного государства на основе сейчас существующих независимых Беларуси и России упирается не только в законность или патриотизм, но и в коренное несовпадение интересов. Россия является ярко выраженной сырьевой экономикой. Только если во время Петра Великого эта страна продавала пеньку и лес, то теперь продает нефть, газ и лес.

Беларусь же имеет ресурсоемкую экономику – мы не продаем, а покупаем сырье, для нас важно продавать промышленные товары. Такие разные векторы толкают нас к сотрудничеству, но не к слиянию. На повестку дня выходит формула доброй дружбы и торговли, между покупателем и продавцом всегда есть противоречие.

С точки зрения политических интересов России в данном интеграционном проекте есть вопрос увеличения территории, даже если они потеряют название Россия. Но для Беларуси это будет растворение в более крупном государстве и при этом интересы жителей Беларуси будут не настолько значимыми.

Напомню, в советское время не только значимые вопросы промышленности БССР или градоустройства приходилось решать в Москве, но даже только там утверждалось, в скольких томах должен выйти толковый словарь белорусского языка. Перенесение центра решения всего и вся в Москву невозможно себе представить нескольким поколениям белорусов, вошедших в сознательную жизнь уже в независимом государстве. Кстати, именно на это ссылался среди прочего президент Беларуси во время Большого разговора. Отказ от самостоятельности Беларуси мог получить поддержку заметной доли белорусского населения сразу после распада СССР, но сейчас этот поезд ушел. 

Нужна ли Беларуси на сегодня интеграция с Россией? И какой она должна быть?

– Беларуси нужна свободная экономическая зона со всеми партнерами. Сейчас такая есть в рамках СНГ и с Россией в рамках Союзного государства, и в рамках Евразийского экономического союза – с изъятием из правил российских углеводородов. У нас в отличие от всех наших соседей нет членства во Всемирной торговой организацией, поэтому мы фактически работаем по правилам ВТО, но без права голоса и без экономических бонусов для членов.

«Исторически» так сложилось, что наша торговля в значительной степени имеет перекос в российскую сторону и, несмотря на требования главы государства о диверсификации, мы пока мало сделали для того, чтобы развиваться многовекторно.

Если мы исправим перекос, то нам будет проще строить равноправные отношения с Россией. На мой взгляд в этих отношениях не нужно держаться за фантомные конструкции существующего на бумаге Союзного государства. Вместо этого нужно развивать нормальные двухсторонние и многосторонние отношения, Россия должна оставаться нашим экономическим партнером и не закрываться от нашей «молочки», тракторов, грузовиков, продукции белорусского ВПК.

быковский

Что касается будущего Союзного государства, то показательно, что по данным Института социологии Национальной академии наук РБ, в нашей стране сторонников вхождения Беларуси в состав России в 2019 году было всего 7,7 %. При этом 60 % считают Россию самой дружественной страной. Такие опросы свидетельствуют, что белорусы хотели бы иметь с Россией дружественные отношения, но считают, что лучше жить в собственной квартире, а не в коммуналке. Если так, то воля белорусского народа – строить нормальные, а не подчиненные отношения с Россией.

Сейчас основной вопрос, по которому стороны имеют шансы договориться – это поставки сельхозпродукции из Беларуси в Россию. Это один из основных вопросов. Россия периодически вводит протекционистские меры, которые ограничивают поставки. В нашей истории есть не только «газовая война», когда Россия зимой перекрывала Беларуси газ, вынуждая идти на уступки по интеграции. У нас есть и «молочная война», когда официальный Минск для защиты интересов своих сельхозпроизводителей отказывался участвовать в саммите ОДКБ. Торговые войны – не новинка в наших отношениях с Россией, но опыт показывает, что рано или поздно мы всегда находили решение.

При углубленной интеграции или без нее мы сталкиваемся с тем, что интересы российского и белорусского бизнеса могут входить в противоречие, влияют на принятие или снятие формальных барьеров. Сегодняшняя тенденция по открытию в России промышленных предприятий, дублирующих по продукции белорусские, может негативно сказываться на рабочих местах в Беларуси. Оно понятно, российскому руководству важнее создание рабочих мест в России. Каждому своя рубашка ближе к телу.

Почему произошли протесты в Минске против интеграции Беларуси и России?

– Протесты, на фоне которых проходили переговоры в Сочи Александра Лукашенко и Владимира Путина могли быть аргументом в споре с российскими партнерами. Действительно, выросло уже поколение белорусов, которые не представляют жизни иначе, как в своем независимом государстве.

Когда Россия вбрасывает информацию об угрозе потери белорусского суверенитета, многие молодые люди просто считают необходимым заявить о своей позиции: кто-то участвует в цепи неравнодушных людей, кто-то выходит на несанкционированный митинг, кто-то просто поставит аватарку в Facebook с поддержкой независимости. 

Такая позиция является сигналом. Если сейчас, когда нет зримой угрозы суверенитету вышли сотни людей, то в ситуации, когда угроза может стать более реальной, общество может заявить о своей позиции более громко. И участники протеста, и белорусские власти понимают цену суверенитета: одни прагматично, другие с точки зрения своей гражданской позиции. Белорусский правящий режим достаточно консолидирован, ему нет смысла бояться «цветных революций», поэтому в вопросе независимости страны многое у оппозиции и сегодняшних руководителей Беларуси в значительной степени совпадает. 

Телеграм-канал «Пул Первого», который связывают с пресс-службой Александра Лукашенко пошутил о том, что участники протестов вышли в его поддержку и поблагодарил их. Но в каждой шутке есть доля шутки.

Фото: БелНовости

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Расскажите о ситуации на сегодня с интеграцией Беларуси и России?
  2. Нужна ли Беларуси на сегодня интеграция с Россией? И какой она должна быть?
  3. Почему произошли протесты в Минске против интеграции Беларуси и России?