В рамках проходящего в Дубае авиасалона Dubai Airshow 2025 генеральный директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил о планах по совместному с Беларусью производству новейшего легкого тактического истребителя пятого поколения Су-75 «Чекмейт» (Checkmate), сообщает РИА Новости.
Это заявление обозначило новый этап в развитии авиастроения в рамках Союзного государства и может серьезно повлиять на стратегию продвижения российского самолета на мировом рынке.
Истребитель Су-75, впервые представленный на авиасалоне МАКС-2021, изначально задумывался как экспортно-ориентированная платформа, открытая для иностранных партнеров.

По словам Михеева, интерес к машине проявляют страны Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского регионов . Как отметил главный редактор сайта «Авиация России» Андрей Величко, вовлечение Минска в проект – это прагматичный и логичный шаг, продиктованный не только политической конъюнктурой, но и экономической целесообразностью.
Разработка истребителя пятого поколения требует колоссальных капиталовложений, и для проекта, не имеющего гарантированного внутреннего госзаказа, распределение финансовой нагрузки и производственных рисков становится критическим фактором.
Привлечение белорусских предприятий, особенно в сфере радиоэлектроники, комплексов РЭБ и оптики, позволяет создать модульную архитектуру самолета. Эта гибкость дает возможность предлагать заказчику различные конфигурации бортового оборудования и систем вооружения, адаптируя истребитель под конкретные технические требования и финансовые возможности покупателя.
Интеграция белорусских компетенций в высокотехнологичные цепочки создания самолета пятого поколения может стать мощным импульсом для развития собственного научно-промышленного потенциала республики.
Что касается самого истребителя, то начало его летных испытаний запланировано на начало 2026 года, о чем сообщил начальник летной службы компании «Сухой», летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан.
Су-75 представляет собой однодвигательный малозаметный самолет, способный нести боевую нагрузку массой свыше 7 тонн и одновременно поражать до шести целей. Его максимальная скорость составляет 1,8 Маха, а боевой радиус достигает 3000 километров. Ожидается, что стоимость одного самолета составит около 25-30 миллионов долларов, что делает его весьма конкурентоспособным предложением на мировом рынке.
Таким образом, решение о совместном производстве Су-75 является стратегическим ходом, укрепляющим военно-техническую интеграцию России и Беларуси. Этот проект не только разделяет финансовые и производственные риски, но и открывает для российского истребителя новые каналы продвижения, потенциально усиливая его позиции в конкурентной борьбе с западными аналогами.












