ДТП, судебное решение и амнистия: почему пострадавший требует 40 000 рублей вместо 10 000

28.03.2025 18:25

Решением суда Несвижского района с владельца транспортного средства в пользу истца взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 10 тыс. рублей, расходы по оказанию юридической помощи в размере 1,1 рублей, а также пошлина в доход государства в размере 120 рублей.  

Не соглашаясь с принятым решением в апелляционной жалобе истец (он же - потерпевший по уголовному делу) просил решение суда изменить, с учетом степени тяжести полученных им в ДТП телесных повреждений взыскать в его пользу 40 000 руб.

Установлено, что 13 августа 2023 года супруг ответчицы, управляя автомобилем «UAZ 469», выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с движущимся во встречном направлении мотоциклом «Минск 3/129 D4 125» под управлением истца. 

скорая
Фото: © Белновости

В результате данного дорожно-транспортного происшествия истцу причинены телесные повреждения в виде сочетанной травмы головы и конечностей.

Согласно заключению эксперта, комплекс полученных им телесных повреждений относится к категории менее тяжких по признаку расстройства здоровья длительностью до 4-х месяцев.

Управляя автомобилем, водитель UAZ нарушил требования п. 87 Правил дорожного движения.

Производство по уголовному делу по ч. 1 ст. 317 УК в отношении него прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 29 УПК, он освобожден от уголовной ответственности на основании абз. 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 02.07.2024 «Об амнистии в связи с 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».

Согласно положениям ст. 948 ГК гражданско-правовую ответственность за причиненный истцу вред несет владелец транспортного средства.

Автомобиль UAZ 469 принадлежит на праве собственности ответчице – супруге виновника дорожно-транспортного происшествия.

Справочно: в соответствии с п. 1 ст. 948 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 № 7 «О практике применения законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» (далее – Постановление) моральный вред, причиненный жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсируется владельцем источника повышенной опасности.

В соответствии с п. 8 Постановления под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания (ч. 1 ст. 152 ГК). 

В силу п. 16 Постановления при определении размеров компенсации морального вреда суду необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 152 и  п. 2 ст. 970 ГК: учитывать степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий лица, которому причинен вред, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

При этом должны учитываться требования разумности и справедливости.

Разрешая данный спор и определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел характер и степень тяжести телесных повреждений истца, длительность лечения последнего, а также материальное положение ответчика: ее постоянный доход в виде пенсии в размере 699 рублей.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Минского областного суда согласилась с принятым судом первой инстанции решением, сочла его соответствующим принципу разумности и справедливости, оставив без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Материал подготовлен прокурором отдела прокуратуры  Минской области Натальей Гавриленко специально для информационно-новостного портала "Белновости" (Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации (СМИ) № 2 от 21 декабря 2018 года).

Белновости Автор: Белновости Редакция интернет-портала