Кто чаще всего становится жертвой мошенников? Социальный портрет потерпевших

27.11.2025 09:05

В преддверии Дня образования служб по противодействию киберпреступности, который отмечается в Беларуси 28 ноября, сотрудники правоохранительных органов поделились анализом типичных жертв мошенников.

Начальник отделения по противодействию киберпреступности Партизанского РУВД Минска Дмитрий Андалюкевич в интервью БЕЛТА на основе статистики по одному из столичных районов составил социальный портрет потерпевших.

Наиболее уязвимой категорией оказываются социально активные граждане, имеющие свободный доступ к информации и регулярно пользующиеся социальными сетями и мессенджерами.

Телефон
Фото: © Белновости

Яркой иллюстрацией стала история молодой женщины, настолько попавшей под влияние аферистов, что ни сотрудники милиции, ни родственники не смогли переубедить ее. Жертва была уверена, что помогает правоохранительным органам, соблюдая указание никому не рассказывать о происходящем.

После передачи всех сбережений мошенникам женщина по их требованию собрала домашние золотые украшения, сдала их в ломбард и перечислила вырученные средства. Затем была продана личная машина, и только возвращение супруга из командировки положило конец этому финансовому кошмару.

Особой популярностью у злоумышленников продолжают пользоваться пенсионеры. Это объясняется тем, что преступники часто звонят на стационарные телефоны, которые преимущественно остаются у представителей старшего поколения.

Пожилые люди становятся не только легкими жертвами для традиционных схем обмана, но и все чаще используются в качестве курьеров. Хотя существует категория сознательных пособников, так называемых дроперов, большинство таких курьеров действуют по неведению, искренне веря в легальность поручений.

Парадоксально, но значительная часть потерпевших ранее была осведомлена о существовании мошеннических схем. Многие из них участвовали в профилактических мероприятиях, получали смс-сообщения от МВД с предупреждениями, однако относились к этой информации небрежно, полагая, что их подобная ситуация никогда не коснется.

Правоохранители проводят масштабную профилактическую работу, размещая предупреждающий контент в местах массового скопления людей — в метро, общественном транспорте, медицинских учреждениях, столовых.

Активная информационная кампания ведется через телеграм-чаты предприятий и организаций. Но практика показывает, что даже информированность не всегда способна уберечь от целенаправленного психологического воздействия профессиональных аферистов.

Виталий Кистерный Автор: Виталий Кистерный Главный редактор