8 интересных фактов о человеческой памяти, которые многие не знают

17.06.2022 17:40
Обновлено: 09.04.2023 16:33

Есть ли у памяти предел, с какого возраста мы запоминаем информацию, какая информация лучше запоминается и другие интересные факты.

1. Есть ли предел информации, которую может запомнить мозг?

На этот вопрос довольно сложно ответить, потому что мы не знаем, как измерить размер памяти, поскольку некоторые воспоминания занимают несколько элементов и являются более сложными, в то время как другие забываются и освобождают место в памяти. 

Однако кажется, что у памяти нет объективного предела, и если он есть, нам не стоит его бояться, потому что мы все равно не сможем его заполнить. 

Если продолжительность жизни человека значительно увеличится, сможем ли мы перегружать наш мозг информацией? Я не знаю, спросите через 100 лет, - сказал Пол Ребер, профессор психологии.

2. Детская память лучше, чем у взрослых? 

К сожалению, детская память хуже, чем у взрослых. Это связано с тем, что часть мозга, называемая гиппокампом, оказывает наибольшее влияние на формирование воспоминаний, а эта часть мозга у детей еще не полностью развита.

Девушка
Фото: Pixabay

3. С какого года жизни мы начинаем вспоминать? 

Исследования показывают, что первые воспоминания вспоминаются уже на втором году жизни. Из раннего детства у нас мало воспоминаний из-за слаборазвитой речи. Позже память постепенно улучшается, и мы запоминаем все больше и больше.

4. Когда начинается снижение объема памяти? 

Снижение памяти – естественная часть процесса старения, наблюдаемая как у животных, так и у людей. Изменения в способностях памяти не должны наблюдаться до 50 лет. Как правило, память многих людей остается сильной до 70 лет.

5. Можно ли тренировать память так же, как группы мышц? 

К сожалению, ответ на этот вопрос также отрицательный, хотя большинство респондентов опроса, проведенного норвежцем Магнуссеном в 2006 году, придерживались противоположного мнения. 

В некоторых видах спорта, таких как шахматы, мы видим, что гроссмейстеры могут воспроизводить партии, сыгранные даже несколько лет назад, но их воспоминания ограничиваются шахматными партиями. 

Исследования с шахматистами показали, что гроссмейстеры справляются с другими задачами на память не лучше, чем, например, морские кадеты.

6. Иногда люди, ставшие участниками драматических событий, говорят, что ничего не помнят. 

Такое может случиться? В психоаналитической парадигме существует такой механизм, как исключение, когда определенная информация выталкивается из сознания в подсознание, но она не фигурирует в текущих исследованиях памяти, поскольку не была подтверждена на людях, которые испытали реальные травматические переживания. 

Иногда забывчивость таких событий может быть связана с наркотическим или алкогольным опьянением. 

Исключение из памяти также опровергается исследованиями с участием ветеранов войны, которые утверждают, что все травмирующие воспоминания, наоборот, лучше остаются в памяти и мешают им жить. 

Исследования сексуального насилия над детьми показывают, что значительная часть детей не помнит изнасилования в детстве. Теория, выдвинутая исследователями, предполагает, что это связано с тем, что срабатывает защитный механизм, который помогает выжить, не вспоминать травму и продолжать развиваться.

7. Иногда люди становятся свидетелями драматических событий. 

Значит ли это, что такие события запоминаются лучше, чем повседневные? На этот вопрос нет однозначного прямого ответа. 

Некоторые авторы утверждают, что такие события вызывают эмоциональные реакции, которые могут препятствовать качественному механизму наблюдения за событиями, и в этом случае такие события запоминаются не лучше, чем повседневные. 

Однако другие авторы утверждают, что такие события часто пересказывают друзьям и повторяют в уме, поэтому вполне возможно, что они запомнятся лучше, чем обычные повседневные события.

8. Почему мы забываем? 

Ответ на этот вопрос довольно прост - воспоминания исчезают, потому что мы их не используем.

Елена Гутыро Автор: Елена Гутыро Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. 1. Есть ли предел информации, которую может запомнить мозг?
  2. 2. Детская память лучше, чем у взрослых? 
  3. 3. С какого года жизни мы начинаем вспоминать? 
  4. 4. Когда начинается снижение объема памяти? 
  5. 5. Можно ли тренировать память так же, как группы мышц? 
  6. 6. Иногда люди, ставшие участниками драматических событий, говорят, что ничего не помнят. 
  7. 7. Иногда люди становятся свидетелями драматических событий. 
  8. 8. Почему мы забываем?