7 нехитрых способов, как научить ребенка говорить. Многие родители совершают эти ошибки

02.06.2020 11:10
Обновлено: 21.03.2023 04:00

Многие мамы не совсем понимают, должны ли дети определенного возраста говорить, как понять, все ли идет по плану, и как мама может помочь, если речь запаздывает? 

Эксперт новостного портала «БелНовости» Елизавета Гурина сооснователь сети логопедических центров «Территория речи» из Москвы поделилась хитростями обучения ребенка.

Правило 1. Спокойствие, только спокойствие

Помните, что природа все продумала за вас и процесс освоения человеком речи протестирован в течение тысячелетий.

И так же как мы специально не «учим» детей ходить или ползать, потому что это происходит естественным путем, когда время приходит, не стоит делать что-то искусственное и по отношению к речи малыша.

Если двигательное и психологическое развитие ребенка идет своим чередом, его физические и психологические навыки развиваются по возрасту, то в свое время он научится говорить, хотите вы этого или нет. Вопрос только в том, раньше или позже это произойдет.

7 нехитрых способов, как научить ребенка говорить

Поэтому задача ответственного родителя — убедиться, что у малыша нет «красных флагов развития» и после этого спокойно жить дальше, подхватывая и развивая естественную речевую инициативу малыша.

Правило 2. Вовремя замечайте «красные флаги» и при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам

Если основные вехи освоения ребенком двигательных навыков родители обычно отслеживают и четко знают, во сколько ребенок сел, пополз, пошел или начал держать головку, то, когда дело доходит до норм психологического развития детей первого года жизни, все не так очевидно. И нередко этот вопрос ставит в тупик не только родителей, но и профессионалов.

Как понять, что нет красных флагов психологического развития ребенка на первом году жизни?

Между 1 и 2 месяцами жизни малыш должен начать улыбаться и оживляться при виде взрослого человека.

В первом полугодии жизни ребенок начинает кричать не только от дискомфорта или голода, но и обозначать с помощью крика свои желания.

Получается, что еще до появления речи малыш уже «просит» маму о чем-то — взять его на ручки, показывает, что ему скучно или что он голоден. Постепенно к просьбам подключаются жесты, звуки, мимика ребенка. 

Как понять, что неговорящий ребенок просит?

Взгляд ребенка в такие моменты направлен на взрослого, малыш может указывать на нужный ему предмет взглядом или пальчиком, а как только его желание удовлетворено, то он перестает показывать или кричать.

В возрасте с 9 до 12 месяцев малыш начинает использовать жестовые знаки, например, он машет «пока-пока» уходящему папе, «здоровается» с бабушкой взмахом руки, кивает, когда соглашается на что-то, и мотает головой, если отказывается, начинает хлопать в ладошки, когда слышит текст потешки «ладушки-ладушки» и так далее.

Такие знаки — предшественники слов, и их наличие — важный флаг, который показывает нам, что все идет по плану.

В этом же возрасте малыш понимает, что картинки — это не просто цветные пятна на бумаге, а на них нарисованы предметы из реального мира. Он может указать на изображение предмета в книжке по вашей просьбе: «Покажи, где мячик».

К 10 месяцам у ребенка появляется способность устанавливать совместное внимание — обращать внимание на то, на что указывает мама.

Также и сам ребенок, пользуясь жестами или звуками, привлекает внимание близких к чему-то, что его увлекло. Этот невероятно важный флаг говорит о том, что у ребенка нет базовых трудностей с коммуникацией.

В районе 9 месяцев малыш начинает подражать действиям взрослого. Малыши в этом возрасте похожи на маленьких обезьянок, которые стремятся делать все так же, как мама: вытирать тряпкой стол, когда мама убирается; причесываться, когда у папы в руках расческа.

Этот навык невероятно важен для дальнейшего запуска речи, ведь ребенок смотрит, как говорят близкие, и, именно повторяя за ними, осваивает произносительную систему.

Если вы видите, что ваш малыш может повторять за вами движения с предметами, привычные действия или восклицания — все прекрасно, этого красного флага развития у ребенка нет.

К концу первого года жизни ребенок начинает взаимодействовать с предметом, отталкиваясь от их функции: например, стучать молотком, крутить юлу, кидать мячик, листать книжку, а после года он осваивает примитивные символические игры — малыш кормит куклу или катает машинку по дороге, или делает вид, что «ест ложкой» или «едет на машине», оседлав большой пакет из-под памперсов.

К году или чуть позже малыш должен говорить несколько звукоподражаний или «псевдослов» — то есть слов, которые имеют определенный смысл, но вполне могут быть до неузнаваемости искажены (это нормально): например, малыш говорит «ко» - вместо яблоко, или «такаток» вместо молоток.

Если вы видите, что указанных красных флагов нет у вашего ребенка — все в порядке. Вам не нужно делать с ребенком что-то «специальное», чтобы он заговорил.

Если вы увидели один или несколько красных флагов, я рекомендую обратиться к детскому психологу, который поможет оценить, есть ли почва для беспокойства за развитие ребенка. Как же «удобрять речь», если красных флагов развития нет, а делать что-то хочется?

Правило 3. Развивайте пассивный словарный запас в процессе обычной жизни

Помните, что с года до двух в первую очередь набирается пассивный словарный запас малыша, он учится понимать речь, с которой к нему обращаются. Если обратиться к цифрам, то в год ребенок знает значения около 30 слов, в два их уже около 300, в три — 3000.

Представляете, какую огромную работу проделывает этот маленький человек? Важно ему помогать, обращая его внимание на самые разные предметы и называя их.

С детьми старше года и младше 2 лет стоит говорить короткими фразами, делая акценты в предложении на тот объект, на название которого вам хочется обратить внимание ребенка.

Например: «Смотри, собака идет. Собака хорошая. Вот какая красивая собака. Собака лает. Давай скажем собаке: «Пока!». В выстроенном таким образом предложении нужное слово повторяется многократно, облегчая ребенку задачу его запоминания.

Помните, что ребенок не рождается с врожденным знанием языка, и если вы не сообщите ему, что круглый черный предмет — это сковородка, то больше это будет сделать некому. Этот процесс должен происходить фоном, говорите со своим ребенком — и он заговорит с вами.

Правило 4. Играйте в «дурацкие» игры

Малыш учится в процессе игры с предметами взаимодействию с окружающими. Чем веселее этот процесс, тем ярче запоминаются слова и фразы, которые звучат в процессе игры. Ведь так и у взрослых, чем больше эмоций вызывает у нас то или иное событие, тем ярче оно запомнится.

Поэтому играйте и дурачьтесь, делая небольшие паузы между «сетами» внутри одной игры — так вы дадите малышу пространство, чтобы побудить вас продолжать, используя слова или жесты.

Веселая игра снимет излишнее напряжение и стеснение перед использованием речи, снизит тревогу ребенка перед просьбами сказать или повторить что-либо. И поверьте, чем более эмоциональным вы будете, тем лучше включится ребенок.

Правило 5. Пойте песенки и не заканчивайте их

Такой прием дает ребенку опыт «речи» еще до того, как он фактически начал говорить. Малыш вставляет слог в знакомую песню и чувствует, что он может говорить, что у него получается. А такой настрой побуждает его пробовать произносить слова снова и снова.

Как все устроить? Вам подойдет хорошо знакомая песенка, которую малыш слышал сто раз. Начните ее петь и неожиданно сделайте паузу перед окончанием слова в строке. например:

«Уточка пошла гулять, в теплом озере нырять,
Плавала по озеру, кря-кря - …
Утка позвала утят, возвращайтесь вы назад,
Четыре утенка пришли домой, ой-ой-…

Если вы будете делать паузы в песенках и сказках регулярно, это послужит отличным трамплином, который подтолкнет ребенка к активной речи.

Не спешите предугадывать все желания ребенка. Для того чтобы попросить у вас что-нибудь, малышу надо как минимум этого захотеть. Если любое желание карапуза заранее предугадано — у него просто нет почвы для «разговора» с вами.

Правило 6. Помните, что до 2 лет не важно, как именно ребенок произносит слова

Поэтому не расстраивайтесь, если ребенок искажает слова, усекает их или пропускает какие-то звуки. Самое важное, что количество слов, сказанных малышом «в своем варианте», после 1,8 должно постоянно увеличиваться.

Если ребенок сразу говорит понятно — это замечательно. Но важно помнить, что так бывает далеко не всегда, и часто четкость в произнесении слова приходит с 3 до 4 лет, и это совершенно нормально.

Правило 7. Радуйтесь успехам ребенка и подчеркивайте их в его присутствии

Проведите аналогию со своим опытом. Если любимый мужчина хвалит ваше платье, вы станете чаще надевать наряд на встречу с ним. А ваша мама всегда встречает вас с пирожками, от которых вы без ума. Улавливаете?

Чтобы ребенок хотел говорить, нам надо подчеркивать даже малейшие его успехи в этом деле. Это послужит отличным стимулом для вашего малыша и воодушевит его.

Желаем вам спокойного и веселого родительства!

Фото: Pixabay

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Правило 1. Спокойствие, только спокойствие
  2. Правило 2. Вовремя замечайте «красные флаги» и при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам
  3. Как понять, что нет красных флагов психологического развития ребенка на первом году жизни?
  4. Как понять, что неговорящий ребенок просит?
  5. Правило 3. Развивайте пассивный словарный запас в процессе обычной жизни
  6. Правило 4. Играйте в «дурацкие» игры
  7. Правило 5. Пойте песенки и не заканчивайте их
  8. Правило 6. Помните, что до 2 лет не важно, как именно ребенок произносит слова
  9. Правило 7. Радуйтесь успехам ребенка и подчеркивайте их в его присутствии