Замечали, как малыши порой крепко прижимают к себе машинку или куклу, а на предложение поделиться реагируют бурным протестом?
Это не каприз и не жадность в привычном взрослом понимании.
Для маленького ребенка его игрушки – не просто предметы, а часть его самого, его маленького мира и его власти над ним.

В раннем возрасте понятие "мое" формируется очень ярко и конкретно. Игрушка, которую ребенок держит в руках, воспринимается им как прямое продолжение его воли и безопасности.
Отдать ее – значит потерять контроль над важной частью своего "я".
Детям дошкольного возраста еще сложно понять чужую точку зрения в полной мере. Это называется эгоцентризмом, нормальным этапом развития.
Малыш искренне считает, что если ему очень хочется играть именно с этим мячом *сейчас*, то и все вокруг должны это понимать и уважать.
Желание другого ребенка кажется ему не таким важным, как свое собственное сиюминутное желание. Он не отказывается делиться из вредности, он просто не может пока полностью осознать чувства другого.
Игрушки для него – источник радости и комфорта. Лишиться ее, даже на время, страшно. Возникает страх: "А вдруг не отдадут? А вдруг сломают?" Этот страх потери перевешивает абстрактную для ребенка идею "надо делиться".
Требовать от двухлетки или даже четырехлетки всегда охотно делиться – все равно что ждать, что он начнет решать сложные уравнения.
Умение делиться – сложный социальный навык, который формируется постепенно, по мере взросления и развития мозга.
Оно требует понимания чужих эмоций, способности к самоконтролю и умения ждать – все это приходит с опытом и временем.
Давление, навешивание ярлыка "жадина" или принуждение к тому, чтобы отдать *любимую* вещь, только усиливает тревогу и нежелание делиться в будущем. Ребенок чувствует себя непонятым и незащищенным. Что же делать?
Наберитесь терпения. Объясняйте спокойно чувства других детей: "Видишь, Саше грустно, он тоже хочет поиграть".
Предлагайте альтернативы: "Можешь дать ему вот эту лопатку, а экскаватор пока оставишь себе?" Уважайте право ребенка на *особо* ценные для него игрушки, не заставляйте делиться ими насильно.
И главное – показывайте пример щедрости и доброты в повседневной жизни. Помните, что нежелание делиться – это не порок, а временная особенность развития.
С вашей поддержкой и пониманием ребенок постепенно научится делиться с радостью.












