Сумасшедший курс доллара и экономический кризис. О чем еще предупредили банкиры

11.02.2026 21:12

Утро 11 февраля, выдалось для российской валюты на удивление спокойным. Доллар на внебиржевом рынке остановился у отметки 77,2 рубля.

Казалось бы, повод для радости. Но те, кто формирует бюджет страны и наполняет экспортную выручку, видят в «твердом рубле» проблему, –  сообщает корреспондент сетевого издания «Белновости».

Председатель правления ПАО «НБД-Банк» Александр Шаронов в беседе с главным редактором Bankiros.ru Екатериной Титовой прошелся по «болевым точкам»: от курсообразования до внедрения искусственного интеллекта в банковской сфере.

деньги
Фото: © Белновости

Все экспортеры сегодня плачут по поводу того, что курс рубля завышен, — обозначил парадокс ситуации Шаронов.

Экономисты еще в прошлом году готовили население к трехзначным значениям доллара, предрекая бюджету сладкую жизнь на курсовой разнице.

Но вместо обещанных 100 рублей, сказал специалист, «мы имеем крепкую национальную валюту», которая для ориентированной на внешние рынки промышленности звучит как приговор.

По словам банкира, в ослаблении рубля сегодня заинтересованы не только министерские кресла, но и вся экспортоориентированная экономика.

Однако у медали есть обратная сторона: падение нацвалюты — это всегда прямой удар по потребительскому рынку и, что критически важно, по уровню жизни населения.

Эти два разнонаправленных вектора постоянно борются друг с другом, — констатирует Шаронов.

Вопрос о том, увидим ли мы американца с трехзначным номером, глава НБД-Банка перевел в плоскость управляемого процесса.

Мы вполне можем увидеть доллар по 90 плюс-минус рублей, — прогнозирует финансист, но тут же успокаивает: трехзначного курса в ближайшей перспективе ждать не стоит.

Какими темпами пойдет девальвация — сегодня не возьмется предсказать никто. Процесс, подчеркивает эксперт, находится под контролем, но находится он ровно в той точке, где сходятся интересы казны и кошелька обывателя.

Рассуждая о природе текущего кризиса, Шаронов не стал подбирать дипломатичных формулировок.

Мы находимся в состоянии экономической войны, которую с нами ведет чуть ли не весь мир, — заявил он.

И тут же добавил, что сам факт того, что страна уже четыре года справляется с этим беспрецедентным давлением, уже повод уважать себя.

Мы вообще красавцы, — заявил банкир.

От макроэкономики разговор перешел к цифровой повестке, и здесь Александр Шаронов оказался в роли консерватора.

Искусственный интеллект, по его мнению, сегодня напоминает «черный ящик»: мы видим, что он выдает на горе, но до конца не понимаем логику этого процесса. Доверять такому инструменту общение с клиентами, а тем более принятие финансовых решений — преждевременно.

Банкир с иронией вспомнил трехлетней давности хайп, когда крупные игроки, в первую очередь государственные банки, нанимали армии программистов.

Тысячи людей понанимали, которых в прошлом году начали сокращать, — констатирует Шаронов.

По его словам, госбанки могут позволить себе такой размах и последующее фиаско, приходя в правительство с просьбой: «Дайте мне еще, а то у меня что-то тут не срослось».

Но главная опасность даже не в деньгах, а в потере человеческого контакта. Использовать ИИ как полноценную замену специалисту, по мнению главы НБД-Банка, «не очень уважительно по отношению к клиенту».

Да, машина может креативить рекламные слоганы или обрабатывать массивы данных. Но когда робот без объяснения причин блокирует счет клиенту, начинается ад.

А потом клиенту куда идти? Опять в тот же колл-центр, где другой робот тебе что-то там вещает, — описал замкнутый круг Шаронов.

В этом цифровом лабиринте, где машины общаются с машинами, а человек остается за скобками, банкир видит тупиковый путь развития, от которого сегодня стоит отказаться в пользу здравого смысла.

Павел Господарик Автор: Павел Господарик Редактор интернет-ресурса