Психолог Кашкаров: что влияет на выбор между образованием и смекалкой

24.06.2025 10:54

Для выпускников школ наступила пора профориентации и выбора образовательного маршрута. Когда говорят, что образование не важно или даже вредно – это не вполне верно.

Люди свидетельствуют как им удобно: если образования нет, то и другим не нужно. «Хитрые» и предприимчивые практики находят в чужом опыте перспективные идеи, копируют их и адаптируют в своей жизни. Оба стиля имеют свои особенности и пользу.

Стиль в потребительской направленности известен давно. Но «практики» получают побочный эффект. Много времени тратят на то, что избыточно, не первостепенно, не необходимо.

девушка
Фото: Pixabay

Чтобы в такой парадигме получать хорошие результаты, приходится систематически (часто) перерабатывать огромный объем информации, буквально выделяя «иголку в стоге сена» или, вариант - среди много знакомых контролировать посты, мнения и новости прямо или дистанционно, выявляя из чужого опыта полезные для себя идеи и перспективы развития.

Один из опосредованных или компилированных способов достижения тех же результатов – систематическое чтения художественной литературы или технических источников.

Но знания регулярно устаревают. В технической сфере за 2-6 месяцев. Литературно-художественная классика вечна, но не подсказывает практические решения для современного турбулентного мира, освоения ресурсов и перспектив заработка.

Художественная литература несет в себе другую полезную роль, являясь необходимым отвлекающим от бесконечной гонки в социальном соревновании за блага фактором.

Примеры: важно не куда смотришь, а что видишь

В любых объектах интеллектуальной собственности – в любой информации, даже в скульптуре или произведении художественной литературы важнейшая смысловая инвектива в поиске идеи для решения насущных проблем и перспективного развития. Но лучшего результата достигает тот, кто со вниманием к деталям и своевременно использует дар воображения.

Воображение приносит огромную пользу тем, что удаляет человека от шаблонов (мысли, поведения и решений), шаблоны, как «колея», «проторенные дорожки» и формы могут быть важными как состоявшийся, в том числе чужой опыт, но не единственными и главными для развития.

Большое значения имеют ассоциации. К примеру, в сюжете литературного рассказа показан преступник без диагноза психической нозологии, «заметающий следы».

Всем понятно: он постарается быстрее покинуть место преступления, чтобы не быть захваченным с поличным. Но это – шаблонное мышление и шаблонное поведение – мощный прогностический фактор.

Творческая натура, независимая от шаблонов, может действовать менее предсказуемо. Размышляя примерно так: преследователи организуют погоню «на рысях», а я поплетусь еле-еле и вообще в другую сторону, и меня обгонят. Что и происходит во многих случаях нераскрытых дел.

Смена имени и фамилии – также хороший повод к рассмотрению темы. Шаблоны мышления свидетельствуют: «где родился, там и пригодился», негоже менять фамилию предков, это вопросы чести или, может быть благодарной памяти, а также смыла для современников и потомков рода.

Особенно когда складываются профессиональные династии или предки были знаменитыми в прошлом. Однако, не противореча даже спорным аргументам, есть возможность эксперимента: при желании фамилию можно поменять быстро и снова – на первоначальную. Человек творческий видит возможности. Кто стагнирует в развитии, не всегда воспринимает их.

Другой пример актуален сегодня в пристрастии к интернету, социальным сетям, их мониторингу.

В скрытом значении прямо связано с уровнем неноминального образования человека и работает так: мониторя страницы других пользователей и ставя лайки поддержки, с одной стороны пользователь интернета ищет и получает (лайками) поддержку от других, становится зависимым от нее, а с другой стороны, не выдавая свои истинные намерения интересуется делами других с четкой прагматической целью.

Прагматическая цель в том, чтобы не только новости узнать, но и перенять для себя полезные модели решений, чужого опыта и идей.

По сути, условное, но цивилизованное и ненаказуемое воровство чужих идей, а затем их адаптация, иногда с изменениями, под свои нужды. Это одна из форм и объяснений «успеха» практико-ориентированных людей без образования, смекалистых от природы «талантливых самоучек» или даже природных гениев.

Развитие интернета только преобразовало интерес в новые формы, он во все времена был свойственен человеку, и наиболее развивался там, где социальные связи были ограничены обстоятельствами в «эпоху до интернета» – в местах компактного проживания людей, в селах, небольших городах.

В мегаполисах и городах с развитой инфраструктурой люди имели больший выбор возможностей и решений, развивались многосторонне.

Образование и смекалку можно совмещать, а выбор в конкретной ситуации делает каждый индивидуально. Основные отличия состоят в том, что качественно образованный человек находит креативные идеи с помощью внимательности к деталям и привычки к ассоциативному аналитическому мышлению.

Он может делать выводы по ситуации, не участвую в них, наблюдая лишь тенденции и замечая факторы влияния. А наделенный только смекалкой или ориентирующийся на практику добычи чужого опыта имеет необходимость в постоянном мониторинге больших объемов данных (информации), активного общения (коммуникации) с той же целью, и уже последующей адаптации чужих идей и опыта для решения своих ситуаций, иногда и с хорошими для себя результатами.

Белновости Автор: Белновости Редакция интернет-портала

Андрей Кашкаров Эксперт: Андрей КашкаровЭксперт / Белновости