В спорах и конфликтах часто кажется, что высказать всё и сейчас — единственный выход.
Однако существуют моменты, когда сдержанность становится лучшим союзником. Своевременно превращается в акт взаимной заботы между людьми, когда главное обоюдное желание сберечь отношения.
В то время как на ситуации, связанные с непродуктивными спорами, влияют прямые и гипертрофированные эмоции людей, желание оставить за собой «заднее слово».

В типичной ситуации невозможно поругаться с самим собой, считает психолог Андрей Кашкаров.
Поэтому искреннее внимание к другому поможет лучше понять прямые и гипертрофированные эмоции. Понять – значит воспринимать для себя важными, не игнорировать мнения другого, просьбы или планы, а пытаться встроиться в них – если человек нужен и незаменим.
Понять во всем и всегда вряд ли получится, но важно различать особенности его психотипа в сравнении с другими – это помогает предсказывать реакции, соответственно и сохранить отношения надолго.
Один из способов лучшего понимания другого связан со внимательностью и разделением прямых и гипертрофированных эмоций – как реакций партнера или оппонента.
Прямые и гипертрофированные эмоции
Прямые эмоции – базовые и ориентированы на свой организм, к примеру, «мне хорошо – где бы помолиться, чтобы это никогда не кончалось», «мне больно – мне плохо, и даже солнце не радует», «что чувствую – о том пишу», и другие – связаны с субъективным восприятием себя в мире, в каждую секунду времени.
Их особенность – ошибка восприятия ситуации вне времени, локально – здесь и сейчас. В то время, как утром нередко наступает другое восприятие и влияет на настроение положительно.
Чтобы понять мысль проще и лучше, возьмем для примера типичные и прогнозируемые (следовательно, управляемые) действия болельщиков в подвижных спортивных играх.
Когда на поле или площадке по мнению конкретного лица или группы болельщиков происходит нечто хорошее, приближающее события к их субъективному ожиданию, мечте победы, все единомышленники в восторге хвалят спортсменов и возникает эффект взаимной поддержки от тех, кто рядом выражает те же мнения.
Когда спортивная команда не выигрывает, болельщики (все по-разному) меняют отношение к кумирам потому, что те не оправдали ожиданий или не старались их оправдать. Такие эмоции - всегда реакция на конкретное событие вовне, когда не важно, что было до того и что будет после.
Гипертрофированными, иногда агрессивными и экспрессивными эмоции становятся после того, как накладываются одна на другую.
В первом примере прямых эмоций на ощущаемое и не проходящее нездоровье накладывается осознание невозможности положительной перспективы или как частный случай недовольство действиями партнера.
Человеку трудно выйти из «замкнутого круга» без помощи авторитетного лица: кажется, «все плохо, а плохо потому, что завтра будет еще хуже».
Во втором примере начальная эмоциональная реакция, какой бы она ни было «по знаку», поддерживается группой лиц, усиливается и возникает вторичный эффект «другой(ие) никуда не годится потому, что не оправдал мои ожидания».
Знание и умение разделять эмоции другого человека помогает его понимать и предсказывать реакции в том числе на ваши действия.












