Пытаясь решать разные жизненные вопросы, мы смотрим на тренды популярные среди современников. И под каждым есть основания, мотивы, цели и, конечно, разъяснения с точки зрения психологической науки.
Примеры и определения
По одному из определений, данных академиком РАО А.Г. Асмоловым, трикстер емко характеризуется как «мастер необщих путей развития». Имеющий немало обликов. Дон Кихот Ламанчский, П.Я Чаадаев и многие другие, да и сам доктор пс. наук Асмолов инициативно причисляет себя к тому же сообществу.
Правда, Асмолов в своей полунаучной статье путает отчество Чаадаева, называя его Ивановичем, но… ошибки бывают у всех, и автор сих строк также небезгрешен.

Одна из особенностей трикстера заключается в том, что он стремится взламывать тренды. Но при этом избегает попадать в ловушку «эффекта колеи». Трикстер – условное обозначение того, кто ищет не общие пути развития и не хочет попасть в «колею».
Обратите внимание, насколько сей условно оппортунистический подход отличается от обывательского–общепринятого, когда легче и удобнее идти или быстро ехать «вперед» именно по накатанной другими, а потому стабильной и безопасной колее, – считает психолог Андрей Кашкаров.
Этот не ходит «широкими вратами», да, рискует здоровьем, жизнью, реноме, в том числе набивает шишки, получает «тумаки» от критики со всех сторон, но движется вперед, и перспективен гораздо более, чем кони, которые «борозды не испортят». Это и коню понятно.
А особый путь, до поры до времени не понятый обывателями в виду шаблонного «узкоколейного» мышления, не всегда, но приводит к положительному результату развития.
Да, это может быть оценено в поколениях инертно, но трикстера по большому счету сие не волнует. Он наслаждается самим процессом на манер «хочешь быть счастливым день – напейся, месяц– женись, а всю жизнь – играй».
Стиль поведения трикстера
В современном мире любую вещь можно обесценить. Любое явление подлежит инфляции, но смеховая культура на основе юмора и сарказма не обесценена. Она порождает явления, в буквальном смысле меняющие мир.
Обесценен ли смех Чарли Чаплина? Обесценен ли сарказм Оскара Уйльда? Драматургия Бернарда Шоу или, скажем Сухово-Кобылина? Конечно, нет, ибо юмор пробьется, его нельзя обесценить, поэтому он слабо подконтролен цензуре. Можно запретить. Уничтожить объект. Но не обесценить.
Вы-то обесцените, но трикстеру – все равно, потому он быстро из одной роли перейдет в другую, а затем может неожиданно вернуться в роль первую.
Критики по поводу трикстеров в социуме много. Ее мотивы разгадываются на «раз, два, три». Составляющим общество людям неприятно, когда человек в коммуникации с ними независим, меняет роли и потому уже непредсказуем, это начало страха.
Выдают простые оценивающие решения – провокатор, предатель, «перевертыш», паяц, артист, «непростой», двуличный, умный; все не перечислить, но смысл понятен. Как близкий по теме пример – Печорин в «герое нашего времени» М.Б. Лермонтова: «храбр, но не любим среди офицеров».
Ни один психотип среди современников не дает столь полярных оценок среди обывателей как трикстер. Это и дурак и умный (понятия условны) одновременно.
Более того, практические действия трикстера трудно забыть; он буквально «взрывает мозг» и дарит эмоции с разным знаком, но яркие.
Но есть осознанные творческие действия по факту взламывающие реальность. Один из примеров (типов) – действия на основе сарказма и юмора, иначе – «смеховыми действиями». В просторечии сказали бы, что человек-трикстер «стебётся» над другими. Отчасти это верно, но лишь отчасти.
На самом деле люди с задатками трикстера очень чувствительны, а потому внимательны к деталям, наблюдательны и обладают хорошими аналитическими способностями, сензитивны и интуитивны. Иногда набор таких качеств приводит к добровольной изоляции – дауншифтингу (не путайте с социопатией), философской компетенции, бродяжничеству, как было у Я. Гашека или Г. Сковороды (и др.).
Те же развитые с опытом качества личности приводят к удивительному эффекту в коммуникации: трикстеры притворяются, что глупы. Видят ситуацию, но не «подают вида», что знают мотивы и намерения оппонентов. И так могут терпеть долго до того, пока какое–либо событие не станет импульсом, детерминирующим уже необратимые в общения с их стороны изменения. Другие думают примерно так: вот, гад какой, обманул. В то время как типичный трикстер не дал обмануть себя обманщику.
Трикстерам – как правило непризнанным, но потенциальным артистам, свойственны как минимум две особенности. Во-первых, они намеренно выворачивают нормы, показывая возможности альтернативного развития, примерно с тем эпатажем, как ряженые выворачивают на себе одежду. Это явление заметно как положительная провокация.
По реакциям людей на положительную провокацию можно понять не только их уровень шаблонности мышления, когда «видят только видимое», но выявлять их истинные намерения. Пример типажа – инспектор Скотленд-Ярда Лестрейд (А. Конан Дойл описал его как человека напрочь лишенного воображения). Во-вторых, трикстеры относительно неподконтрольны цензуре. Поди разбери – что у него действительно на уме…
Приведем в пример особенности когнитивных искажений в оценках ситуаций.
Особенности когнитивных искажений
Когнитивные искажения как «ловушки мышления» влияют на выбор психических реакций, с ними так или иначе сталкивается каждый.
Опасность в том, что паттерны поведения становятся привычками. Когда так – затруднительно определить истинные мотивы и факты (составляющие) причинно-следственной связи.
Не имея корректного представления о причинах явления затруднительно быстро, своевременно и эффективно (не усугубляя собственное положение) выбрать наиболее верную – безопасную, позволяющую сохранить лицо и реноме реакцию на события и решать насущные проблемы.
К примеру, «долженствование» в психологии также понимают как когнитивное искажение, когда человек уверен, что кому-то должен или ему кто-то что-то должен.
Лучшая стратегия состоит в том, чтобы регулировать собственные реакции, оценки и эмоции, предполагая и иные точки зрения среди взаимодействующих в ситуации людей. Тогда условный «перекос» в оценках типичных трикстеров минимально вредит общению с собеседниками и коммуникации.
Отдельные черты трикстера, как элементы игры, эпатажа, творчества, креатива присущи многим людям. Определить ярко выраженного трикстера можно при внимательном наблюдении по преобладающим признакам и паттернам поведения. Но в целом это милейшие люди.












