«Тратили время на выбивание долгов за коммуналку». Психологи из Гомеля откровенно рассказали, чем занимаются в школах

04.06.2019 19:25
Обновлено: 13.07.2019 18:58

Ежегодно ряды сотрудников общеобразовательных школ пополняют молодые специалисты — педагоги-психологи. Многие из них почему-то не задерживаются в учреждениях образования надолго. Еле-еле отбыв срок обязательной отработки, психологи покидают школьные стены в поисках лучшей жизни. Почему так происходит?

«В белорусской системе образования психологи делают все, что угодно, кроме непосредственной работы с детьми. Мы проводим кучу разных тестов, опросов, обрабатываем результаты, собираем статистику — пишем бумаги, в общем. А потом эти данные просто лежат на полках или в папках. Дальнейшую коррекционную работу проводить некогда, ведь снова надо заполнять отчеты», — делится впечатлениями от работы психологом в школе Елена Н.

Девушка окончила вуз около пятнадцати лет назад, по специальности работала первые два года — ведь это обязательно. Оклад у молодого специалиста в то время сначала был минимальный, со временем немного прибавили.

Однако, как только появилась такая возможность, ушла и ни разу не пожалела об этом: «Недавно мы встречались с одногруппницами. Из тридцати человек в школе работает только две девушки и счастливыми их назвать сложно. Такое ощущение, что на работу они ходят от безысходности». 

Елена считает, что психолог в школе играет очень важную роль. Если ребенку не хватает поддержки в семье, среди одноклассников, он должен находить ее в школе, у профессионала, способного выслушать, понять и скорректировать мысли и поведение учащегося. Для этого следует проводить больше индивидуальных консультаций, тренингов.

«Тратили время на выбивание долгов за коммуналку». Психологи из Гомеля откровенно рассказали, чем занимаются в школах

«Тратили время на выбивание долгов за коммуналку». Психологи из Гомеля откровенно рассказали, чем занимаются в школах

Очень важна и реальная профориентационная работа, а не заполнение бесконечных бумаг, после которого физически некогда заниматься детьми. «Работа психолога на первый взгляд не видна. Это ведь работа с душой, качествами личности, характером. А контролирующим органам нужно подтверждение, что психолог не бездельник.

Поэтому нам приходится осуществлять десятки бесполезных по сути действий, чтобы по документам было видно, чем именно ты был занят. Все силы уходят на составление отчетности». Елена работала в системе образования более десяти лет назад. С тех пор ничего не изменилось.

Молодой педагог-психолог Екатерина К. покинула после отработки одну из гомельских школ год назад: «Я представляла себе работу в школе как взаимодействие с очень большим количеством детей разного возраста. Это немного пугало, но не отталкивало.

Оказалось, что детям (я работала с начальной школой) нужна поддержка в процессе адаптации. Да и вообще разгрузка для психики между уроками. Например, прийти к кому-то и рассказать, что было на уроке, поиграть в пространстве, где это можно сделать.

Важная и полезная вещь — психолого-педагогическая характеристика, которая позволяет стороннему привлеченному специалисту разобраться в ребенке, с которым работает. И психодиагностика важна, хотя из отдела образования чаще всего приходила диагностика только на склонность к употреблению наркотиков. Все необходимые тесты, опросы и консультации вполне можно было бы проводить, будь на них больше времени».

«Тратили время на выбивание долгов за коммуналку». Психологи из Гомеля откровенно рассказали, чем занимаются в школах

Когда Екатерина только начинала работать, думала, что можно организовать труд, как учили в университете: провести диагностику, составить коррекционные программы. Поначалу так и делала, а потом поняла, что не успевает провести даже диагностику, не говоря уже о коррекции.

«Вместо работы с детьми меня грузили многим. Не различали работу психолога и социального педагога, постоянно отправляли «по семьям». Хотя с этим я понемногу смирилась. Но сумасшедшие списки по должникам за коммуналку — это перебор!

Мы должны были пройти по каждому адресу. Помню, как однажды я и секретарь ходили шесть часов по должникам за газ.

Потом прибежала в школу, дописала акты, подписала их, сделала копии и поспешила в отдел образования. Вот и вся психология. Театры, хоккей, профориентация, отнести чужие документы в отдел образования, жилеты для лыжни — тоже часть работы психолога в школе».

За шестидневную рабочую неделю Екатерина за месяц получала зарплату около 350 рублей. И даже несмотря на малые деньги, всегда старалась ответственно выполнять все поручения, потому что профессию девушка выбрала не случайно и чувствует в ней свое призвание. 

Екатерина хочет следить за развитием школьников, служить им поддержкой и опорой, но никак не тратить время на бесполезные бумаги и выбивание долгов за коммунальные платежи.

Перепечатка данного материала запрещена.

Екатерина Коваленко

Фото: © Белновости

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса