«Я сидела в шкафу питерского хостела с микрофоном в руках». Актриса озвучивания о подводных камнях профессии 

20.10.2019 19:00

Полина Говоровская — радиоведущая, диктор, актер озвучивания рекламных аудиороликов, закадрового текста и телефонных голосовых приветствий.

Девушка с удовольствием поделилась нюансами одного из видов ее деятельности — профессии актера озвучивания.

«Я сидела в шкафу питерского хостела с микрофоном в руках». Актриса озвучивания о подводных камнях профессии 

Кто такой актер озвучивания?

— Это человек, которым я все еще мечтаю стать, с профессиональной точки зрения. Уже в самом названии есть ответ: это хороший актер, который быстро вживается в роль и чувствует настроение своего персонажа. Не имеет значения, говорит твоим голосом герой фильма или персонаж в маленькой радиорекламе.

«Я сидела в шкафу питерского хостела с микрофоном в руках». Актриса озвучивания о подводных камнях профессии 

Как Вы стали актером озвучивания?

— Я всю сознательную жизнь мечтала «работать голосом и настроением». Поэтому «говорить» я готовилась еще до поступления на журфак. Без опыта на радио попасть было сложно, поэтому практика началась с работы корреспондентом на местном телеканале.

Настоящее удовольствие я получала только тогда, когда стояла у микрофона в наушниках и озвучивала закадровый текст сюжета. Затем коллеги стали свои тексты доверять, мол, у меня лучше получается. Далее пошли рекламные начитки. В итоге, работая на телевидении, я все-таки нашла способ осуществить мечту.

Что входит в Ваши обязанности?

— На данный момент я сотрудничаю с агентством «Имидж Медиа» и озвучиваю закадровые тексты тематических сюжетов. Если включите «Добрай ранiцы, Беларусь» на телеканале Беларусь-1, то мой голос вам расскажет о том, как начинают утро знаменитости и как правильно делать ремонт в квартире.

Это еженедельные начитки, с регулярными правками, изменениями. Поэтому, даже отправляясь в другую страну, я беру с собой минимальный комплект звукозаписывающего оборудования, чтобы не подводить людей.

Был случай, когда я сидела с микрофоном в руках в шкафу питерского хостела. А спрятаться пришлось потому что была сильная гроза и дождь громко барабанил по подоконнику.

Также начитываю и рекламные тексты. Получаю задание по электронной почте и при первой же возможности делаю. От меня требуется голосовая озвучка должного качества. Я — педант: как правило, сама вырезаю ненужные дубли, вдохи-выдохи, а также регулирую уровень. Говоря нашим языком, «чищу» звук.

«Я сидела в шкафу питерского хостела с микрофоном в руках». Актриса озвучивания о подводных камнях профессии 

Помните рекламу, впервые озвученную Вами? 

— Если честно, то нет. Помню, что первая игровая реклама давалась нелегко. Я жутко стеснялась в присутствии звукорежиссера жеманничать и кривляться. Сейчас могу озвучить и голодную кошку, и глупую блондинку, и заботливую маму.

Чем актер озвучивания отличается от диктора?

— Диктор — это более узкое определение. Диктором можно назвать того, кто работает в теле-, радиоэфире и читает текст у микрофона красивым поставленным голосом.

Быть актером озвучивания легко или сложно?

— Скорее, сложно. Ведь даже минимальный насморк может выбить из рабочего процесса. Часто бывает, что рекламный текст заказчики решили неожиданно изменить, или редактор обнаружил ошибку в тексте, а сюжет сдавать в телеэфир уже завтра утром. Приходится ночью переначитывать текст.

Благо, домашняя студия позволяет реагировать быстро. Это очень ценится в современном медиамире.

Кто лучший актер озвучивания — женщина или мужчина?

— На этот вопрос объективно ответит работник продакшн-студии или рекламного агентства. Но считается, что найти красивый женский тембр сложнее. Убедиться в дефиците можно, послушав рекламные блоки любой белорусской радиостанции. Бывает, идут друг за другом несколько роликов, бренды и продукция разные, а голос один и тот же. Странно, что рекламодатели об этом не задумываются.

«Я сидела в шкафу питерского хостела с микрофоном в руках». Актриса озвучивания о подводных камнях профессии 

Кто для Вас самый крутой актер озвучивания?

— Ох, я обожаю все, что делает Денис Колесников — основатель и голос проекта «Кураж-Бамбей». Его озвучка сериалов «Теория Большого Взрыва» и «Как я встретил вашу маму» это нечто!

Что самое главное для актера озвучивания: тембр, дикция, актерские данные?

— Не могу выделить что-то одно. Это должен быть микс. Есть начинающие дикторы, у которых вроде и голос приятный и буквы все выговаривают, но речь получается какой-то искусственной. Важно уметь работать с текстом, расставлять акценты, строить интонационные конструкции, наиболее точно передающие смысл содержания.

Не лишними будут и навыки работы со звукозаписывающей аппаратурой и программным обеспечением. Меня это очень выручает.

Что делать, если потерял голос?

— Отвечу банально — молчать. Был случай, когда даже в прямом эфире из-за ангины пропал голос. И никакие микстуры с чаем не помогут в такой ситуации. Хотя главный спаситель всех «говорунов» — конечно, врач-фониатр. В критической ситуации прибегают к уколу адреналина в связки. Но мне сталкиваться с этим не приходилось.

«Я сидела в шкафу питерского хостела с микрофоном в руках». Актриса озвучивания о подводных камнях профессии 

Сколько времени уходит на озвучивание одной рекламы?

— Зависит от задачи. Если это не игровой информационный ролик на 10-15 секунд, то потрачу 15 минут. С учетом того, что нужно включить оборудование, начитать, затем «почистить», оставить лучшие дубли и отправить по электронной почте файл.

Если я нахожусь на станции, то еще быстрее, потому что я забегаю в продакшн, где уже настроена студия.

Можете описать коротко один день из жизни актера озвучивания?

— Разумеется, у каждого все по-разному. У меня чаще бывает так: утром еду на эфир, в течение дня мне на почту приходят тексты на озвучку, их успеваю вычитать, после обеда приезжаю домой и в своей студии уже начитываю.

В такие моменты сложнее всего сдержаться и ничего не съесть, потому что сразу после перекуса в голосе появляется «грязь», например, щелкает язык.

Как научиться работать с микрофоном и не чувствовать себя скованным во время записи?

— Честно говоря, я до сих пор, несмотря на 11-летний опыт работы в прямом радиоэфире, могу неловко себя чувствовать, когда нужно играть у микрофона, а на тебя смотрит пара глаз. Дома в студии проще сконцентрироваться.

Обычно стараюсь представлять в момент записи незнакомого мне человека, который услышит окончательный вариант.

«Я сидела в шкафу питерского хостела с микрофоном в руках». Актриса озвучивания о подводных камнях профессии 

Узнают ли Вас по голосу в повседневной жизни?

— Когда начинаю говорить, например, в такси, то первый вопрос: «А вы случайно не на радио работаете? У вас такой приятный поставленный голос». Хотя в жизни я говорю иначе: чуть выше, даже писклявее.

Было очень приятно, когда одна мебельная компания попросила записать автоответчик. Причем нужен был не просто мой голос и текст типа: «Здравствуйте! Вы позвонили в компанию». Ребята попросили представиться и пожелать доброго дня в своей радийной манере. Для меня это высший уровень доверия к диктору. Получается, мой голос воспринимается как бренд.

Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет стать актером озвучивания?

— Обратите внимание на дикторские курсы или курсы ораторского мастерства и сценической речи. Там можно получить неплохую базу.

Тренируйтесь самостоятельно. Варианты могут быть самые разные: чтение вслух, скороговорки, работа над интонацией, дыхательная гимнастика. А также советую много слушать и даже повторять за дикторами текст с теми же паузами и акцентами. Бывает, что на слух уловить суть озвучки легче.

Катерина Ходан

Фото: из личного архива героини

Вика Черевако Автор: Вика Черевако Редактор интернет-ресурса