Юрист назвал основные ошибки при приеме наемных работников к ИП

03.04.2020 20:00
Обновлено: 01.08.2023 08:01

Часто при приеме на работу сотрудников ИП совершают одни и те же ошибки.

Поэтому прежде, чем нанимать сотрудников, следует проконсультироваться с юристом.

О правилах приема сотрудников ИП расскажет эксперт сетевого издания БелНовости корпоративный юрист Анастасия Микулич.

ИП должен знать и соблюдать следующие правила:

Ограничение количества сотрудников.

ИП в процессе своей предпринимательской деятельности может принять на работу по трудовым и гражданско-правовым договорам не более трех работников, не обязательно родственников.

сделка

Главное понимать, что ключевым будет являться непосредственное участие, приносящее прибыль индивидуальному предпринимателю и не касается тех, кто выполняет работы или оказывает услуги сопутствующего характера. Например, бухгалтер оказывает услуги сопутствующего характера. 

Соблюдение норм ТК Республики Беларусь при приеме на работу.

При приеме на работу ИП должен:

1) принять у работника необходимые документы. Паспорт, военный билет, свидетельство соцстраха - так называемая зеленая карточка (при наличии), документ об образовании, медсправку (если есть необходимость) и др.

2) заключить с работником трудовой договор;

3) ознакомить работника с локальными нормативными правовыми актами (с ПВТР работника знакомят под роспись);

4) издать приказ о приеме на работу и ознакомить с ним работника.

Какой минимум документов должен быть у ИП, если он привлекает работников по трудовым договорам:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • штатное расписание;
  • приказы по личному составу;
  • заявления работников о предоставлении трудовых и социальных отпусков;
  • табель учета использования рабочего времени, графики сменности (если работа носит сменный характер);
  • расчетные листки.

С 28 января 2020 года ИП не ведут трудовые книжки работников. Более того, если у ИП в этот период уже были работники, то он обязан вернуть им трудовую книжку с соответствующей записью до 28.02.2020.

Что касается гражданско-правовых договоров, то их заключение не регламентируется трудовым кодексом. Следовательно, работнику, нанятому по такому договору, не предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством (трудовые отпуска, выходные пособия и т. д.). В то же время у работника нет графика работы и его нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности.

Обратите внимание, что на некоторые виды работ и услуг необходима лицензия или сертификат соответствия. Однако налоговая нагрузка по таким договорам у ИП такая же, как и при трудовых отношениях: отчисления в ФСЗН, подоходный налог, отчисления в Белгосстрах.

На практике применяют либо договор подряда, либо договор оказания услуг. 

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Ограничение количества сотрудников.
  2. При приеме на работу ИП должен:
  3. Какой минимум документов должен быть у ИП, если он привлекает работников по трудовым договорам: