Детские страхи: понять и обезвредить

03.04.2020 11:21
Обновлено: 14.03.2023 10:40

Откуда берутся страхи? Где они зарождаются?

Как сделать так, чтобы дети не боялись?

На эти и другие вопросы отвечает эксперт сетевого издания «БелНовости» психолог Лариса Бондарева.

Начать следует с того, что же такое страх. Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Если говорить о детях, то можно разделить их страхи:

Статистические бедствия

Например, мама всегда ругает за разбитую посуду, и даже если посуда уже разбита, а мама еще не видит, то страшно от того, что мозг ребенка помнит, как бывает обычно, и на этом основываются предполагаемые последствия. 

дети

Если мама, например, ругает за разбитую посуду не всегда, но так случается, то из всех вариантов ребенок будет помнить тот, который был максимально окрашен эмоциями.

Гипотетические страхи

Страх неизвестного, страх чужого негативного опыта. Поскольку у ребенка не так уж много своего опыта, то его мозг пока опирается на чужой опыт. И это могут быть сказки, истории из жизни, байки и прочее.

Тем родителям, которые стремятся обезопасить ребенка от страхов, важно помнить, что ребенок от 0-7 лет, как губка. Он впитывает все, что его окружает. Именно поэтому родителям важно окружить ребенка добрыми и позитивными историями, положительными примерами, заботой. Важно, чтобы в этом возрасте ребенок понимал, что мир добрый, ему всего хватает, из каждой ситуации найдется позитивный выход. 

Если родители впервые задумались о страхах ребенка в возрасте старше 7 лет, то тут так же важны хорошие, добрые истории, но теперь еще важно добавлять свои личные истории.

В возрасте 7-14 лет ребенок копирует родителя и поступает точно так, как он. Если ребенок старше 14, то с его страхами важно разбираться осознанно. Это, как правило, страхи, основанные на личном опыте, и тут важна коррекция и доверительный диалог.

Со страхами не нужно бороться, ведь то, с чем мы боремся, становится сильнее. Страхи нужно "знать в лицо" и принимать их, осознавая, что за ними кроется что-то очень важное для ребенка. Страх — это как броня, которая защищает что-то по-настоящему ценное для ребенка. А поняв эту ценность, можно предложить ему альтернативные варианты защиты этой ценности.

Фото: Pixabay

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Статистические бедствия
  2. Гипотетические страхи